Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.,
судей: Пастухова С.А., Латушкиной С.Б.,
при секретаре: Паниной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой Т.В.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области, в лице начальника Управления Ягодкиной О.А.,
на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 25 ноября 2015 года
по делу по иску Корикова АД к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в уточнении расчетного пенсионного капитала, включении периода учебы и прохождения военной службы в специальный трудовой стаж работы,
УСТАНОВИЛА:
Кориков А.Д. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области (далее - УПФР в г.Калтане Кемеровской области), в котором после уточнения просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 18.09.2015 года УПФР в г.Калтане Кемеровской области об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии; обязать УПФР в г.Калтане Кемеровской области включить в его специальный стаж период учебы в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года (3 года 9 месяцев 19 дней) и период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года (3 года 27 дней) и произвести перерасчет с 18.09.2015г.
Требования мотивированы тем, что 17.09.2015г. он обратился в УПФР в г.Калтане Кемеровской области с заявлением о перерасчете назначенной пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением комиссии УПФР в г.Калтане Кемеровской области от 18.09.2015г. N ему отказано по причине отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж периода обучения и периода службы в составе вооруженных сил СССР.
Считает, что УПФР в г.Калтане Кемеровской области был незаконно исключен из его стажа период учебы в Среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970г. по 20.06.1974г. (3 года 9 месяцев 19 дней) и период службы в Советской Армии с 03.05.1974г. по 30.05.1978г. (3 года 27дней).
Указанное решение Комиссии считает незаконным и необоснованным.
Согласно записям в его трудовой книжке до службы в Советской Армии и после службы он работал в должности электрослесаря подземного на ш.Шушталепская.
Не включение УПФР в г.Калтане Кемеровской области периода учебы в СПТУ N г.Осинники и службы в Советской Армии по призыву в специальный стаж работы и отказ в перерасчете назначенной пенсии по старости ущемляют его права, закрепленные Конституцией РФ.
Кориков А.Д. и его представитель Шаманаева О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель УПФР в г.Калтане Кемеровской области - Ярочкина А.С. исковые требования не признала.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 25 ноября 2015 года постановлено:
"Исковое заявление Корикова АД к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Калтане Кемеровской области о признании незаконным решения об отказе в уточнении расчетного пенсионного капитала, включении периода учебы и прохождения военной службы в специальный трудовой стаж работы удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 18.09.2015 года Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Калтане Кемеровской области об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Калтане Кемеровской области включить Корикову АД в специальный стаж период учебы в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года (3 года 9 месяцев 19 дней) и период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года (3 года 27 дней) и произвести перерасчет с 18.09.2015 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Калтане Кемеровской области в пользу Корикова АД судебные расходы за оплату государственной пошлины в размере 300 рублей и за участие представителя в размере "данные изъяты"".
В апелляционной жалобе УПФР в г.Калтане Кемеровской области, в лице начальника Управления Ягодкиной О.А., просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований Корикова А.Д.
Ссылается на то, что поскольку Кориков А.Д. уже является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, то правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода обучения и периода службы (по призыву) в составе Вооруженных Сил СССР в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал не имеется.
Считает, что определенный судом ко взысканию размер судебных расходов чрезмерно завышен.
На апелляционную жалобу Кориковым А.Д. принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно ч.2, ч.3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Статьей 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрен порядок определения, перерасчета размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты страховой пенсии и корректировки размеров страховых пенсий.
Таким образом, с 01.01.2015г. страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", который предусматривая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии, и закрепляя в качестве условия назначения пенсии - достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой характером работы.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 1 января 2015 года не применяется Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Таким образом, нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (далее Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ"), регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и подлежащие применению в целях определения размеров страховых пенсий не противоречащие Федеральному закону "О страховых пенсиях" подлежат применению и после 01.01.2015г.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002г., определенная в п.1 ст. 27 и ст. 27.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Данные положения закреплены в п. 10 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены "Списки работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 N 84-O законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости отряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Установление для определенной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 года работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что на основании заявления Корикову А.Д. с 09.08.2005г. установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.78 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Кориков А.Д. 18.09.2015г. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области с заявлением об уточнении расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", а именно о включении периода обучения в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года (3 года 9 месяцев 19 дней) и периода прохождения военной службы в Советской Армии по призыву с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года (3 года 27 дней) в стаж на соответствующих видах работ (л.д. 34-35).
Решением Комиссии УПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.09.2015 года N Корикову А.Д. отказано во включении в специальный стаж периода обучения и периода службы в рядах вооруженных сил СССР в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, в связи с тем, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж указанных периодов, что подтверждено протоколом заседания комиссии ответчика (л.д. 17-18). При этом, в специальный стаж Корикову А.Д. не включили период обучения в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года (3 года 9 месяцев 19 дней) и период прохождения военной службы в Советской Армии по призыву с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года (3 года 27 дней).
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом заседания Комиссии УПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.09.2015 года N (л.д. 17), решением Комиссии УПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 18.09.2015 года N (л.д. 18), данными о стаже (л.д. 33), копией трудовой книжки (л.д. 19-23), копиями военного билета, диплома и архивной справкой (6-14, 24).
Ответчик не включение в льготный стаж периода прохождения истцом военной службы по призыву и периода обучения в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники мотивировал тем, что одним из условий для включения в стаж, дающий право на пенсию по старости, предусмотренную пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", является занятость в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах. При прохождении военной службы по призыву и в период обучения истец не выполнял указанные работы. Действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения службы в армии по призыву и периода обучения в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую по пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". В случае включения периода службы в Вооруженных силах СССР в льготный стаж и периода обучения в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники, исчислять необходимо из расчета 1 год военной службы или учебы за 9 месяцев работы.
Судом первой инстанции также установлено и из материалов дела усматривается, что в период с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года (3 года 9 месяцев 19 дней) Кориков А.Д. обучался в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники по профессии: "Электрослесарь (подземный)", после чего 05.07.1974г. был принят электрослесарем подземным 3 разряда. Уволен 29.04.1975г. в связи с уходом в Советскую Армию. В период с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года (3 года 27 дней) истец проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, после чего с 28.07.1978г. принят электрослесарем подземным, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 19-21), справками с военкомата и техникума (л.д. 16,24), копиями военного билета и диплома (6-15).
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды службы в армии и обучения по действующему на тот период законодательству включались в специальный стаж при определении права на пенсию на льготных условиях.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, основанным на нормах действующего законодательства и соответствующим обстоятельствам дела.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает доводы ответчика о том, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в стаж на соответствующих видах работ нельзя включать периоды прохождения военной службы и обучения в заведении, является необоснованным.
Так, согласно пп. "к" п. 109 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно пп. "з" п. 109 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается в том числе, обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. "а" и "б" п. 16), период, указанный в пп. "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
При разрешении дела суд первой инстанции обоснованно учел, что в спорные периоды времени действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, в соответствии с п. 109 которого предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, а период обучения в училище приравнивался к работе, которая следовала за обучением.
При этом установлено, что в период с 01.09.1970г. по 20.06.1974г. (3 года 9 месяцев 19 дней) Кориков А.Д. обучался в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники по профессии: "Электрослесарь (подземный)", после чего 05.07.1974г. был принят электрослесарем подземным 3 разряда. Уволен 29.04.1975г. в связи с уходом в Советскую Армию. В период с 03.05.1975г. по 30.05.1978г. (3 года 27 дней) истец проходил военную службу по призыву в рядах Советской Армии, после чего с 28.07.1978г. принят электрослесарем подземным. Указанный период включен ответчиком в специальный стаж работы истца на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых в неведущих профессиях в соответствии с пп.11 п.1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" по Списку N1.
Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии и в период обучения в училище правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.
Поскольку период прохождения службы истца в рядах Советской Армии и период его обучения имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то указанные периоды подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Учитывая, что в период прохождения военной службы по призыву в Советской Армии с 03.05.1975 года по 30.05.1978 года и в период обучения в среднем профессионально-техническом училище N г.Осинники с 01.09.1970 года по 20.06.1974 года действующее правовое регулирование предусматривало зачет такой деятельности в льготный стаж работы, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования истца в полном объеме.
Судом обоснованно спорные периоды исчислены в календарном порядке.
Доводы жалобы не являются основаниями к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами и доказательствами, подтверждающими эти обстоятельства, которым судом дана правильная оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 25 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.