Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Васякина А.Н., Акчуриной Г.Ж.,
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ярыгиной Е.Н., апелляционную жалобу администрации города Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 августа 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области, действующего в интересах Бондаренко ***, к администрации города Орска Оренбургской области об обязании предоставить жилое помещение,
установила:
прокурор Октябрьского района г. Орска, действуя в интересах Бондаренко А.И., обратился в суд с иском, указав, что Бондаренко А.И. является лицом из числа детей-сирот, оставшимся без попечения родителей, не имеет какого либо закрепленного жилья, не является нанимателем либо собственником жилого помещения, в связи с чем имеет право на обеспечение жильем специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органами исполнительной власти по месту жительства. Над несовершеннолетним Бондаренко А.И. установлена опека, опекуном назначена ФИО6 (дата) Бондаренко А.И. окончил ФПОУ N по профессии ***". В настоящее время Бондаренко А.И. проживает в квартире, принадлежащей ФИО7 В связи с отсутствием закрепленной жилой площади Бондаренко А.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако жильем в соответствии с законом не обеспечен.
Прокурор просил обязать администрацию МО г. Орска предоставить Бондаренко А.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области.
В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района г. Орска Неретин Н.Н. заявленные исковые требования поддержал
Истец Бондаренко А.И. исковые требования поддержал, просил предоставить ему жилое помещение в г.Орске. Пояснил, что является сиротой, окончил обучение, своего жилья не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечен. Квартира N по (адрес)Б в (адрес) принадлежит ФИО7, которая родственницей ему не является.
Представители ответчика администрации МО г. Орск, третьих лиц Правительства Оренбургской области, отдела опеки и попечительства администрации г. Орска, в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В отзыве представитель администрации г.Орска, возражал против удовлетворения исковых требований. Считает, что истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Кроме того, необходимо учитывать очередность предоставления жилых помещений детям - сиротам в зависимости от даты принятия решения о включении лица в список.
Представитель Правительства Оренбургской области в возражении на исковое заявление, указал, что Бондаренко А.И. состоит в списке детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, и реализация его права на получение жилья возможна только в порядке очередности. Право Бондаренко А.И. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в данном случае не нарушено.
Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 августа 2015 года удовлетворены требования прокурора Октябрьского района г. Орска Оренбургской области.
Суд обязал администрацию МО г. Орска предоставить Бондаренко А.И. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации - Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах города Орска Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.
На решение суда администрацией города Орска подана апелляционная жалоба.
В суд апелляционной инстанции не явились Бондаренко А.И., представитель ответчика, представитель Правительства Оренбургской области, представитель отдела опеки и попечительства администрации г. Орска, были извещены.
Заслушав судью- докладчика, пояснения прокурора Губаревой О.А., полагавшей решение суда законным, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что матерью Бондаренко А.И., (дата) года рождения, являлась ФИО10, умершая (дата).
Постановлением главы города Орска Оренбургской области от (дата) N-п над несовершеннолетним Бондаренко А.И. установлена опека, опекуном назначена ФИО6
Решением Советского районного суда г.Орска Оренбургской области от 13 мая 2009 года Бондаренко А.И. признан оставшимся без попечения родителей, за ним признано право на получение социальной поддержки.
Постановлением N-п администрацией г. Орска от (дата) Бондаренко А.И. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Бондаренко А.И. (дата) окончил ГКОУ ФИО12, после обучался в ФПОУ N по профессии *** которое окончил (дата).
Недвижимого имущества за Бондаренко А.И. не зарегистрировано, жильем не обеспечен.
Бондаренко А.И. проживает в квартире (адрес) которая принадлежит ФИО7
Постановляя решение об удовлетворении исковых требований прокурора суд исходил из того, что Бондаренко А.И. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или его собственника, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечен.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию муниципального образования "г.Орск" Оренбургской области обязанности обеспечить Бондаренко А.И. жилым помещением.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы администрации г.Орска Оренбургской области об отсутствии субвенций на обеспечение жильем Бондаренко А.И. не является основанием для отказа в предоставлении вышеуказанного жилого помещения.
Приведенные ответчиком обстоятельства не свидетельствуют о том, что предоставление жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть отложено на неопределенный срок, поскольку в силу вышеприведенных положений закона указанным лицам жилые помещения предоставляются по достижении ими восемнадцатилетнего возраста, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей - сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения начального (профессионального) образования.
Доводы жалобы о нарушении прав других лиц, ранее поставленных на учет, не влекут отмену решения суда. Разрешение требований о предоставлении помещения на основании договора социального найма, предоставленного на законных основаниях, не ставится законом в зависимость от наличия, либо отсутствия других лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств невозможности проживания Бондаренко А.И. в жилом помещении по адресу: (адрес) юридического значения для разрешения данного спора не имеет и не опровергает правильности выводов суда первой инстанции о наличии правовых оснований для предоставления Бондаренко А.И. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о предоставлении отсрочки исполнения решения в настоящее время не подлежат рассмотрению по существу, поскольку судом первой инстанции такой вопрос не разрешался, заявление об отсрочке исполнения решения представителем администрации г.Орска в суд первой инстанции не подавалось, в связи с чем отсутствует предмет проверки в апелляционном порядке.
При этом, администрация г.Орска не лишена права обращения с самостоятельным заявлением об отсрочки исполнения решения в суд первой инстанции после вступления решения в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы мотивированные выводы суда не опровергают, сводятся исключительно к несогласию с ними, что не может служить основанием к отмене или изменению решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 18 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Орска Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.