Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,
судей Васякина А.Н., Акчуриной Г.Ж.,
при секретаре Бобылевой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ярыгиной Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Новоорский район" Оренбургской области на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2015 года по исковому заявлению прокурора Новоорского района Оренбургской области, действующего в интересах Тлеумбетовой ***, к администрации муниципального образования "Новоорский район" Оренбургской области об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Заслушав доклад, прокурора Христич Т.В., просившей решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор Новоорского района, действуя в интересах Тлеумбетовой Д.Т., обратился в суд с иском к администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области, указав, что Тлеумбетова Д.Т. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ФИО6 и ФИО7 умерли. За Тлеумбетовой Д.Т. объекты недвижимости не зарегистрированы. В соответствии с Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на ответчике - администрации МО "Новоорский район" лежит обязанность предоставить Тлеумбетову Д.Т. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Прокурор просил обязать администрацию МО "Новоорский район" обеспечить Тлеумбетову Д.Т., (дата) года рождения, являющейся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Новоорского района по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных законом социальных норм, за счет средств субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании истец Тлеумбетова Д.Т. и ее представитель помощник прокурора Тучкова К.С. поддержали исковые требования.
Представитель ответчика администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен. В отзыве на исковое заявление представитель ответчика исковые требования не признал. Указал, что обеспечение детей-сирот жилым помещением осуществляется за счет средств субъекта РФ и может быть возложено на администрацию района только в случае выделения субвенции Правительством Оренбургской области, которая до настоящего времени на обеспечение жильем Тлеумбетовой Д.Т. не предоставлена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Оренбургской области, в судебное заседание не явился, был извещен. В отзыве возражал против удовлетворения иска.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 18 августа 2015 года удовлетворены требования прокурора Новоорского района Оренбургской области.
Суд обязал администрацию МО "Новоорский район" Оренбургской области обеспечить Тлеумбетову Д.Т. благоустроенным, применительно к данному населенному пункту жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств субъекта Российской Федерации Оренбургской области.
Судебные издержки отнесены за счет средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Новоорский район" Оренбургской области просит решение суда отменить.
В суд апелляционной инстанции не явились истец Тлеумбетова Д.Т., представитель ответчика, представитель третьего лица Правительства Оренбургской области, были извещены.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище, а на органы государственной власти возложена обязанность по созданию условий для реализации этого права.С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с положениями которого признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, предусматривавший предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.
Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года предусматривает, что детям указанной категории, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1).
Пунктом 3 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Из положений ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ следует, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что родителями Тлеумбетовой Д.Т., (дата) года рождения, являются ФИО6 и ФИО7
ФИО6 умер (дата), а ФИО7 умерла (дата).
Постановления администрации МО Новоорский район N-п от (дата) Тлеумбетова Д.Т. поставлена на учет как нуждающаяся в жилом помещении из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Тлеумбетова Д.Т. в (дата) года закончила обучение в ФГОУ СПО Орский нефтяной техникум.
Тлемубетова Д.Т. вступила в брак с ФИО10, имеет двоих детей ФИО11 и ФИО12,
За Тлеумбетовой Д.Т. и членами её семьи недвижимое имущество не зарегистрировано, истец жильем не обеспечена.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области, действующего в интересах Тлеумбетовой Д.Т., суд исходил из того, что Тлеумбетова Д.Т. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований и возложении на администрацию муниципального образования "Новоорский район" Оренбургской области обязанности обеспечить Тлеумбетову Д.Т. жилым помещением.
Данный вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области об отсутствии субвенций на обеспечение жильем Тлеумбетовой Д.Т. не является основанием для отказа в предоставлении вышеуказанного жилого помещения.
Иных доводов, опровергающих выводы суда апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО "Новоорский район" Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.