Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Федотовой Л.Б., Хакимовой О.В.,
с участием прокурора Стиплина И.В.,
при секретаре Лексиковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исмагамбетов Ж.М. к Совету депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области о признании решений о проведении повторного голосования на должность главы муниципального образования, о признании выборов главы муниципального образования несостоявшимися, а также об избрании главы муниципального образования незаконными,
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Г.М. на решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 9 декабря 2015 года, которым требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хакимовой О.В., Г.М., Исмагамбетов Ж.М. судебная коллегия по административным делам
установила:
Исмагамбетов Ж.М. обратился в Адамовский районный суд Оренбургской области с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 13 октября 2015 года состоялись выборы главы муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области. Выборы проводились депутатами Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
К участию в выборах было допущено два кандидата - он и Р.С. В голосовании принимали участие 9 депутатов из 10. По результатам голосования, за него было отдано 4 голоса, за Р.С. - 0 голосов, а 5 бюллетеней были признаны недействительными. По результатам этого голосования, Советом депутатов принято решение N о проведении повторного голосования. Решение было мотивировано тем, что никто из кандидатов не набрал 50 % голосов.
Перед вторым голосованием Р.С. сняла свою кандидатуру. За него было отдано 4 голоса, против - 3 голоса. По итогам второго голосования, Советом депутатов принято решение N о признании выборов несостоявшимися.
С вынесенными решениями Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от 13 октября 2015 года административный истец не согласился, считает их незаконными, поскольку по результатам первого голосования он набрал простое большинство голосов и согласно Положению "О порядке избрания главы муниципального образования Аниховский сельсовет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса", должен был быть признан победителем выборов и считаться избранным главой муниципального образования.
Исмагамбетов Ж.М. просил признать незаконными и отменить решения Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от (дата) N и N. Кроме того, заявитель просил суд признать действительными итоги первого голосования, по которому он - Исмагамбетов Ж.М. получил наибольшее количество голосов по отношению к другому кандидату.
В судебном заседании Исмагамбетов Ж.М. заявленные требования дополнил требованием об отмене решения Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области N от (дата) "Об избрании главы муниципального образования Аниховский сельсовет" - Г.М..
Определением судьи Адамовского районного суда Оренбургской области от (дата) к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен избранный глава муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области Г.М.
Решением Адамовского районного суда Оренбургской области от (дата) требования Исмагамбетов Ж.М. удовлетворены.
Суд признал незаконными и отменил решения Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от (дата) N "О проведении повторного голосования", N "О признании выборов несостоявшимися и от (дата) N "Об избрании главы муниципального образования Аниховский сельсовет".
С решением суда не согласилось заинтересованное лицо - Г.М., в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что выводы суда, изложенные в резолютивной части прямо противоречат выводам суда, изложенным в последнем абзаце описательной части решения, где указано, что, в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", Устава муниципального образования, а также Положения "О порядке избрания главы муниципального образования ... ", избрать главу муниципального образования может исключительно Совет депутатов, и решение данного вопроса относится к исключительной компетенции указанного органа. По этой причине, суд не может подменять под собой указанный орган и принимать решение о признании того или иного лица избранным главой муниципального образования. По этой причине, требования истца о признании итогов первого голосования действительными и признании его избранным на должность главы муниципального образования, не могут быть удовлетворены. Вместе с тем, в резолютивной части решения суда не указано, что требования удовлетворены частично.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд в нарушение действующего законодательства удовлетворил требования Исмагамбетов Ж.М. и отменил решение N от 9 ноября 2015 года "Об избрании Г.М. главой муниципального образования Аниховский сельсовет", поскольку принятие таких решений является прерогативой исключительно Совета депутатов муниципального образования.
Заслушав судью-докладчика, пояснения заявителя апелляционной жалобы Г.М., и административного истца Исмагамбетов Ж.М., а также прокурора ФИО5, полагавшего, что решение суда является законным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу положений статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 указанного Федерального закона, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;
В соответствии со статьей 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 года "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" (в ред. от 16 декабря 2015 года), глава сельского поселения, городского округа, муниципального района избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
Согласно статье 26 Устава муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, глава сельсовета избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, сроком на 5 лет в порядке, предусмотренном законодательством.
В соответствии с указанными положениями законодательства решением Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области от (дата) N, было принято Положение "О порядке избрания главы муниципального образования Аниховский сельсовет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса" (далее - Положение).
Пункт 2.3. Положения предусматривает, что при представлении Конкурсной комиссией по итогам конкурса кандидатур для избрания Главы сельсовета Совет депутатов в течение 10 дней проводит избрание Главы сельсовета.
Согласно пункту 2.4 Положения, заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 % от числа избранных депутатов.
В соответствии с пунктом 2.6 Положения, избрание Главы сельсовета проводится путем тайного голосования с использованием бюллетеней для голосования. Для проведения тайного голосования, подсчета голосов и определения результатов голосования из состава Совета депутатов избирается Счетная комиссия.
Пункт 2.10 Положения устанавливает, что в бюллетене для голосования справа от фамилии, имени, отчества каждого кандидата помещается пустой квадрат. На лицевой стороне всех бюллетеней, выдаваемых депутатам, в правом верхнем углу ставится подпись председателя Счетной комиссии. В случае отсутствия такой подписи на бюллетени, бюллетень считается неустановленной формы.
Голосование, согласно пункту 2.12 Положения, осуществляется путем нанесения депутатом любого знака в квадрате, расположенном напротив фамилии кандидата, за которого подается голос, либо напротив одной из позиции "За" или "Против".
Пункт 2.16 Положения предусматривает, что недействительным считается бюллетень, который не содержит знака ни в одном из квадратов, расположенных напротив фамилий кандидатов, либо в квадратах, относящихся к позициям "За" и "Против", или в котором находится более одного знака.
В пунктах 2.18 и 2.19 Положения указано, что о результатах тайного голосования Счетная комиссия составляет протокол, на основании которого Совет депутатов принимает одно из следующих решений: об избрании Главы сельсовета; о проведении повторного голосования и о признании выборов несостоявшимися и о проведении повторного конкурса по отбору кандидатур на должность Главы сельсовета.
В силу пункта 2.20 Положения, избранным на должность Главы сельсовета считается:
1) кандидат, получивший в результате тайного голосования более половины голосов от числа депутатов, установленного Уставом, если в бюллетень для голосования был включен только один кандидат;
2) кандидат, получивший в результате тайного голосования большее число голосов по отношению к другому кандидату, если в бюллетень для тайного голосования включено два кандидата.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 13 октября 2015 года состоялось заседание Совета депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области, вопросом повестки дня которого были выборы Главы муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области. На заседании присутствовало 9 из 10 избранных депутатов. Конкурсной комиссией, по результатам конкурса по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования отобраны два кандидата - административный истец - Исмагамбетов Ж.М. и Р.С.
Как следует из протокола счетной комиссии N ( ***) и протокола N заседания Совета депутатов МО Аниховский сельсовет от (дата) ***), счетной комиссии, было изготовлено 10 бюллетеней, в которые внесены две фамилии - Исмагамбетов Ж.М. и Р.С. Выдано 9 бюллетеней, 1 погашен. По результатам голосования признаны недействительными 5 бюллетеней. Голоса распределились следующим образом: за Исмагамбетов Ж.М. - 4 голоса, за Р.С. - 0 голосов.
По результатам голосования Советом депутатов принято решение N от (дата) о проведении повторного голосования по выборам Главы муниципального образования (л.д.14). При этом из протокола заседания Совета депутатов следует, что данное решение принято в связи с тем, что никто из кандидатов не набрал более 50 % голосов ***
Признавая незаконным решение Совета депутатов МО Аникховский сельсовет N от (дата), суд правомерно исходил из того, что голосование осуществлялось по двум кандидатурам: Исмагамбетов Ж.М. и Р.С. В результате Исмагамбетов Ж.М. получил простое большинство голосов, поэтому суд обоснованно сделал вывод, что именно он получил большее число голосов по отношению к другому кандидату.
Суд правомерно указал на то, что у Совета депутатов не было правовых оснований для принятия решения N о проведении повторного голосования, так как повторное голосование, согласно пункту 2.21 Положения, может проводиться в том случае, если оба кандидата получили равное число голосов.
Так как решение о проведении повторного голосования принято неправомерно, вывод суда о незаконности решения Совета депутатов N "О признании выборов несостоявшимися" является правильным. И, поскольку воля депутатов муниципального образования Аниховский сельсовет Адамовского района Оренбургской области была установлена при первом голосовании (дата) суд обоснованно признал незаконным также решение Совета депутатов N от (дата) "Об избрании главы муниципального образования Аниховский сельсовет".
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение о проведении повторного голосования было принято в связи с тем, что имелись бюллетени неустановленного образца, подписанные двумя членами счетной комиссии, не нашли подтверждения в суде первой инстанции, который исходя из текста представленного суду протокола заседания Совета депутатов, сделал вывод о том, что основанием проведения повторного голосования явилось именно то обстоятельство, что никто из кандидатов не получил более 50 % голосов. Кроме того, суд не нашел правовых оснований, чтоб признать представленные бюллетени для голосования бюллетенями неустановленной формы, поскольку в силу пункта 2.11 Положения, бюллетень считается неустановленной формы, в случае если в нем отсутствует в правом верхнем углу подпись председателя Счетной комиссии. Из представленных копий бюллетеней следует, что в них имеется подпись председателя Счетной комиссии. При этом, по смыслу пункта 2.11 Положения, наличие в верхнем углу бюллетеня помимо подписи председателя Счетной комиссии, еще одной подписи члена Счетной комиссии, не влечет признание данного бюллетеня бюллетенем неустановленной формы.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено доказательств того, что бюллетень отсутствующего депутата не был погашен и голосование проводилось 10 бюллетенями. Проверяя указанный доводы, суд на основании оценки представленных доказательств, установил, что было изготовлено 10 бюллетеней, для голосования было выдано 9 бюллетеней, 1 погашен. Из 9 бюллетеней, 5 были признаны недействительными. Результаты голосования определялись по действительным бюллетеням.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда, изложенные в резолютивной части, противоречат выводам суда изложенным в последнем абзаце описательной части решения, где указано, что, в силу действующего законодательства избрать главу муниципального образования может исключительно Совет депутатов и решение данного вопроса относится к исключительной компетенции указанного органа, не влекут отмены по сути правильного решения суда.
Исмагамбетов Ж.М. предъявлял требования о признании недействительными и отмене принятых Советом депутатов решений от (дата) N, N и от 9 ноября N, а также о признании действительными итогов первого голосования, по которому Исмагамбетов Ж.М. получил наибольшее количество голосов по отношению к другому кандидату. Из резолютивной части решения следует, что суд признал требования административного истца подлежащими удовлетворению. Суд не подменял Совет депутатов и не выносил решения о признании того или иного лица избранным главой муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Адамовского районного суда Оренбургской области от 9 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.