Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Левиной Н.В., Ревякина А.В.,
при секретаре
Безгубенко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ишиме Тюменской области на решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 августа 2015 г., которым постановлено:
"Установить факт работы С.С.В., " ... " года рождения, с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... "".
Признать отказ государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области в назначении С.С.В. досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью от " ... " " ... " незаконным.
Возложить обязанность на государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ишиме Тюменской области включить период работы С.С.В. с " ... ". по " ... ". в должности старшей пионерской вожатой в средней школе " ... ", с " ... ". по " ... "., с " ... ". по " ... ". в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ "СОШ " ... " " ... "" в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности С.С.В. с " ... ".
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., судебная коллегия
установила:
С.С.В. обратилась в суд (с учетом дополнений) с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ишиме Тюменской области (далее по тексту - УПФР в г. Ишиме, Пенсионный орган) об установлении факта ее работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... ", обязании включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, период работы с " ... " по " ... " в школе " ... " старшей пионервожатой, периоды работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности учителя трудового обучения образовательной школы " ... " " ... ", периоды работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... ". Также просила возложить на ответчика обязанность назначить С.С.В. досрочно трудовую пенсию с даты обращения за ее назначением " ... "
Требования мотивировала тем, что в соответствии с решением УПФР в г. Ишиме от " ... " " ... " ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по мотиву отсутствия требуемой продолжительности специального трудового стажа работы, в который не были включены вышеперечисленные периоды работы по причине отсутствия документов, подтверждающих работу полный рабочий день, и несоответствия должности спискам. Считала, что она имеет право на включение указанных периодов в стаж, поскольку факт соответствия должности педагог-организатор должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми подтверждается показаниями свидетелей.
В судебном заседании С.С.В. поддержала иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель УПФР в г. Ишиме Б.В.В., действующая на основании доверенности от " ... " (л.д.20), в судебном заседании с иском не согласилась в части по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласно УПФР в г. Ишиме. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда в части удовлетворения требований о включении в стаж периодов работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... " ввиду его незаконности. Ссылаясь на Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, указывает, что должность педагог-организатор в данном списке отсутствует. Считает, что принятые судом объяснения Р.С.Н. не могут являться допустимым доказательством работы истицы в названной должности, а установление тождества должностных обязанностей педагога-организатора и организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми не дает право на включение спорного периода, поскольку в представленных документах не имеется возможности проследить выполняла ли в данный период истица норму часов педагогической нагрузки.
В возражениях на апелляционную жалобу С.С.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С.С.В., представитель УПФР в г. Ишиме в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением УПФР в г. Ишиме " ... " от " ... " С.С.В. отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого льготного педагогического стажа.
Мотивом для отказа послужило то, что по сведениям, представленным работодателем в УПФР г. Ишима, в периоды работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " С.С.В. работала в должности учителя трудового обучения образовательной школы " ... " " ... " с неполной нормой рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а должность педагога-организатора, на которой в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " работала истица в МОУ СОШ " ... " " ... ", отсутствует в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Удовлетворяя исковые требования С.С.В. в части включения периодов ее работы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в специальный стаж, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт работы в должностях, предусмотренных Списком, в названные периоды нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При этом, изучив письменные объяснения Р.С.Н., должностные обязанности педагога-организатора и организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, суд посчитал, что фактически С.С.В. в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " осуществляла в МОУ СОШ " ... " " ... " работу в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми.
Решение суда в части включения в специальный трудовой стаж периода работы с " ... " по " ... " в должности старшей пионерской вожатой в средней школе " ... " и отказа в удовлетворении требований о включении в названный стаж периода работы с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " в должности учителя трудового обучения образовательной школы " ... " " ... " сторонами не оспаривается.
Между тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы жалобы УПФР в г. Ишиме о необоснованности удовлетворения требований С.С.В. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью периодов работы истицы с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... ".
В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно п. 2 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", утверждаются Правительством Российской Федерации.
При назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 17декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 г. работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, утвержденном в 2002 году, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В действующем Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, наименование должности "педагог-организатор" отсутствует.
С.С.В. в ходе рассмотрения дела просила установить, что она фактически не являлась "педагогом-организатором", а выполняла работу "организатора внеклассной и внешкольной работы с детьми", предусмотренную Списками.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и относится к компетенции законодателя.
Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными Списками.
Кроме этого, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 16 Постановления от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" суд может решать вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании. При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как следует из трудовой книжки С.С.В., архивной справки от " ... ", в периоды с " ... " по " ... ", с " ... " по " ... " она работала в Муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа " ... " " ... " в должности педагога-организатора.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367 с 01 января 1996 г. предусмотрена самостоятельная должность педагога-организатора.
Однако, как отражено выше, соответствующими Списками профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, указанная должность не предусмотрена. При этом данным Списком предусмотрена должность "организатор внеклассной и внешкольной работы с детьми".
Следует отметить, что в действующем ранее Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1986 г. N 016, значились самостоятельные должности "организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" и "педагог -организатор воспитательной работы с детьми и подростками".
Согласно квалификационным характеристикам должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения, утвержденным приказом Министра просвещения СССР от 20 февраля 1978 г. N 24, в должностные обязанности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми входит, в том числе: планирование внеклассной и внешкольной воспитательной работы, обеспечение и контроль ее выполнения; оказание методической помощи учителям, классным руководителям, ученическому активу в организации внеклассной и внешкольной работы; организация обмена опытом работы классных руководителей; организация вовлечения учащихся в различные кружки и секции в школе и во внешкольных учреждениях и т.д.
Должностные обязанности педагога-организатора изложены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденных приказом Минзздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Исходя из квалификационных характеристик в обязанности педагога-организатора входит, в том числе: проведение учебных занятий, воспитательных и иных мероприятий с детьми; организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности обучающихся (воспитанников, детей) и взрослых, руководство работой по одному из направлений деятельности образовательного учреждения: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и др.; организация вечеров, праздников, походов, экскурсий; организация самостоятельной деятельности обучающихся (воспитанников, детей), участие в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям и т.д.
Аналогичные должностные обязанности, касающиеся педагога- организатора, были изложены в ранее действовавшем Постановлении Минтруда РФ от 11 ноября 1992 N 33 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования Российской Федерации".
Как следует из должностной инструкции педагога-организатора С.С.В., утвержденной директором МОУ СОШ " ... " " ... ", обязанности истицы соответствовали квалификационным характеристикам "педагога-организатора", а не "организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми".
Пояснения заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ " ... " " ... " Р.С.Н. также не свидетельствуют о том, что С.С.В. выполняла работу организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, поскольку перечисленные в пояснениях обязанности относятся к должностным обязанностям педагога-организатора.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.
При этом установление тождественности различных должностей "педагога-организатора" и "организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми" недопустимо.
Ссылки С.С.В. на дополнительную педагогическую нагрузку в период работы в МОУ СОШ " ... " " ... " также не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что истица в данный период выполняла работу в должностях, предусмотренных Списками, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части установления факта работы С.С.В. в периоды с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... " и признания незаконным решения Пенсионного органа не может считаться соответствующим закону и обоснованным.
В связи с невключением в льготный стаж вышеуказанного периода и отсутствием 25-летнего стажа педагогической деятельности на дату обращения в УПФР г. Ишима, оснований для понуждения пенсионного органа к назначению пенсии С.С.В. с " ... " также не имеется.
Несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, привело к постановлению по вышеуказанным требованиям заявителя незаконного решения, что в соответствии со статьей 330 ГПК РФ является основанием для его отмены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Судебная коллегия полагает, что решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 августа 2015 г. подлежит отмене в части установления факта работы С.С.В. с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... ", включения данного периода в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости и признания незаконным решения УПФР в г. Ишиме " ... " от " ... " об отказе в назначении С.С.В. пенсии с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в названной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ишимского городского суда Тюменской области от 28 августа 2015 г. отменить в части установления факта работы С.С.В. с " ... " по " ... " и с " ... " по " ... " в должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми в МОУ СОШ " ... " " ... ", включения данного периода в стаж, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости и признания незаконным решения УПФР в г. Ишиме " ... " от " ... " об отказе в назначении С.С.В. пенсии.
Принять новое решение, которым в указанной части в удовлетворении заявленных требований С.С.В. отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.