Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Антропова В.Р.,
судей
Глушко А.Р., Левиной Н.В.,
при секретаре
Венцеле А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2015 г., которым постановлено:
"Заявление Н.К.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права, обязании произвести государственную регистрацию права собственности, удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области от государственной регистрации права собственности Н.К.С. на земельный участок площадью " ... " кв.м с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... "
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области произвести государственную регистрацию права собственности Н.К.С. на земельный участок площадью " ... " кв.м с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... "".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области М.Е.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Н.К.С. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту также - управление Росреестра по Тюменской области) в государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью " ... " кв.м с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", обязании произвести государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок. Требования мотивировала тем, что в " ... " году для ведения личного подсобного хозяйства ей был предоставлен в собственность земельный участок (сенокосное угодие) площадью " ... " га, расположенный на заливных лугах в районе " ... ", что подтверждается свидетельством о праве собственности бессрочного (постоянного) пользования землей от " ... ", выданным администрацией " ... " сельского Совета. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер " ... " Н.К.С. обратилась в управление Росреестра по Тюменской области для государственной регистрации права на принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером " ... ". " ... " Управлением принято решение об отказе в государственной регистрации на основании того, что представленное ею свидетельство вызвало сомнения в связи с неуказанием в нем реквизитов решения, на основании которого оно выдано. Ссылаясь на пункт 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", считала отказ незаконным, поскольку полагала, что для регистрации права собственности на спорный участок решения о предоставлении его в собственность не требуется.
Представитель Н.К.С. - А.В.В., действующий на основании доверенности от " ... " (л.д.23), в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области М.Е.Д., действующая на основании доверенности от " ... " (л.д.41), в судебном заседании с заявлением не согласилась, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве.
Н.К.С., представитель департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в лице представителя З.С.П., которая в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылаясь на Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", постановление Правительства от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", указывает, что в свидетельстве отсутствуют сведения о решении, на основании которого Н.К.С. предоставлен земельный участок, в связи с этим при проведении правовой экспертизы подлинность свидетельства вызвала сомнения, а поскольку свидетельство по форме и содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, оно не подтверждает наличие возникновения права собственности заявителя на объект недвижимости. Полагает, что государственная регистрация права собственности Н.К.С. на земельный участок на основании представленного свидетельства в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.2 Закона о регистрации невозможна, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует положениям пункта 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и пункту 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", что судом первой инстанции не учтено.
Н.К.С., представитель департамента имущественных отношений Тюменской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы они были извещены надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы ими не заявлены, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", ч. 5 ст. 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от " ... ", выданному администрацией " ... " сельского Совета, Н.К.С. предоставлен земельный участок, расположенный в районе " ... ", площадью " ... " га для сенокосного угодия.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый " ... ".
" ... " Н.К.С. обратилась в управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ".
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области " ... " принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности Н.К.С. на земельный участок на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Удовлетворяя требования Н.К.С. и признавая оспариваемый отказ незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок был предоставлен Н.К.С. в соответствии с действующим в тот период законодательством, оснований для отказа в регистрации права собственности на такой участок не имеется.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как указано в пункте 1 статьи 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Исходя из пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Исходя из пункта 2 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Как следует из материалов дела, Н.К.С. представила в качестве основания для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от " ... ", согласно которому ей предоставлен участок площадью " ... " га для сенокосного угодья. Основанием для выдачи свидетельства указано решение " ... " сельского совета без указания на его номер и дату.
Исходя из кадастровой выписки, земельный участок с кадастровым номером " ... " относится к землям сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сенокосного угодья.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на данный земельный участок не может осуществляться в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При этом позиция Н.К.С. относительно того, что государственная регистрации земельного участка в порядке статьи 25.2. Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" должна быть проведена в силу пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" несостоятельна, так как названная правовая норма касается участков, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Данных о том, что земельный участок с кадастровым номером " ... " предоставлен Н.К.С. для названных целей в управление Росреестра по Тюменской не предоставлялось.
Поскольку соответствующие документы, позволяющие зарегистрировать право собственности Н.К.С. на земельный участок с кадастровым номером " ... ", в регистрирующий орган не представлены, то у Управления Росреестра по Тюменской области имелись основания для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости.
Судебная коллегия также учитывает, что Н.К.С. не лишена возможности обратиться в суд с исковыми требованиями об установления права собственности на спорный участок.
Неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела привело к постановлению по вышеуказанным требованиям заявителя незаконного решения, что в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для его отмены.
В соответствии со статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда о признании незаконным отказа управления Росреестра по Тюменской области в регистрации права собственности Н.К.С. на земельный участок с кадастровым номером " ... ", возложении обязанности осуществить регистрацию права подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Н.К.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 02 сентября 2015 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Н.К.С. к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.