Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.В.,
судей
Левиной Н.В., Немчиновой Н.В.
при секретаре
Бендике М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе С.Н.А. на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 августа 2015 года, которым в удовлетворении заявления С.Н.А. о признании незаконным и отмене отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области в государственной регистрации права, обязании управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области произвести государственную регистрацию прав собственности на земельный участок отказано.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Левиной Н.В., объяснения представителей управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Ф.А.А., Л.Е.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
С.Н.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту также - управление Росреестра по Тюменской области) в государственной регистрации права собственности С.Н.А. на земельный участок. Требования мотивированы тем, что решением управления Росреестра по Тюменской области от " ... " С.Н.А. отказано в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", в связи с тем, что представленные заявителем документы не содержали сведений о разрешенном использовании земельного участка. Полагала данный отказ незаконным, поскольку распоряжением Тюменского городского совета народных депутатов от " ... " " ... " принято решение о прирезке земельного участка площадью " ... " за счет пустующей территории. Указывала, что представленных ею документов достаточно для регистрации права собственности на участок. Просила данный отказ признать незаконным и отменить решение управления Росреестра по Тюменской области об отказе в государственной регистрации права собственности С.Н.А., обязать управление Росреестра по Тюменской области произвести государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... ".
Заявитель С.Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель управления Росреестра по Тюменской области М.Е.В., действующая на основании доверенности от " ... " (л.д. 39), в судебном заседании с требованиями С.Н.А. не согласилась по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна С.Н.А. В апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 августа 2015 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что судом первой инстанции не было учтено распоряжение Тюменского городского совета народных депутатов " ... " о строительстве гаража, бани и о прирезке земельного участка от " ... ". Ссылаясь на положения п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а также ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утверждает, что в рассматриваемой ситуации истребование у заявителя дополнительных, помимо правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа и кадастрового паспорта земельного участка, документов для государственной регистрации права собственности гражданина не допускается. Отмечает, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости в необходимом объеме кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок. При этом отсутствие кадастровых сведений о земельном участке в необходимом объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой участок или сделок с ним, либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
На апелляционную жалобу поступили возражения представителя управления Росреестра по Тюменской области З.С.Л., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы С.Н.А. удовлетворению не подлежащими.
С.Н.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы она была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлено, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", частью 5 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, С.Н.А. на основании распоряжения Тюменского городского совета народных депутатов от " ... " " ... " о строительстве гаража, бани и о прирезке земельного участка, согласно которому, принято решение о прирезке земельного участка площадью " ... ". за счет пустующей территории " ... " обратилась в управление Росреестра по Тюменской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества земельный участок, категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью 350 кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу " ... ".
Управлением Росреестра по Тюменской области " ... " принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности С.Н.А. на земельный участок с кадастровым номером " ... " на основании абзацев 4, 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее также - ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") в связи с тем, что представленные С.Н.А. документы не содержат сведений о разрешенном использовании названного участка.
Отказывая С.Н.А. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку представленные заявителем на государственную регистрацию документы не содержали сведений о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером " ... ", граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, то государственная регистрация права собственности была невозможна.
Выводы суда основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствуют требованиям закона и у судебной коллегии не имеется оснований считать их неправильными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Исходя из пункта 2 статьи 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Как следует из материалов дела, С.Н.А. представила в качестве основания для регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером " ... " распоряжение Тюменского городского совета народных депутатов от " ... " " ... ", которым принято решение о прирезке земельного участка площадью " ... " за счет пустующей территории " ... ". При этом для каких целей предоставлен названный участок в распоряжении не указано.
Согласно ответу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области от " ... " на запрос управления Росреестра по Тюменской области в распоряжении " ... " от " ... " отсутствует информация о разрешенном использовании земельного участка, в связи с этим внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие сведения не представляется возможным.
Согласно данным Государственного кадастра недвижимости по состоянию на " ... " сведения о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером " ... " отсутствуют.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на данный земельный участок не может осуществляться в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку в представленных документах отсутствуют сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", тогда как положения названной статьи применяются к земельным участкам, предоставленным гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Требования пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, соблюдены быть не могут.
Кроме того суд обоснованно со ссылкой на ст. 19 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указал, что регистрация земельного участка С.Н.А. не могла быть осуществлена по документам, представленным заявителем в управление Росреестра по Тюменской области, в общем порядке, поскольку границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований С.Н.А., так как заявителем в управление Росреестра по Тюменской области не были представлены документы для осуществления регистрации права собственности и поэтому у регистрирующего органа не имелось оснований для регистрации права собственности С.Н.А. на земельный участок и выдачи свидетельства.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не ставят под сомнение выводы суда, не опровергают их, а в основном сводятся к неверному толкованию норм материального права, повторяя правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с этим решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 28 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Н.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.