Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Немчиновой Н.В., Глушко А.Р.
при секретаре
Венцеле А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ш. на решение Уватского районного суда Тюменской области от 05 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ш. к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в выплате дополнительных денежных средств, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Немчиновой Н.В., объяснения представителя Ш. - Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ш. обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения об отказе в выплате дополнительных денежных средств, мотивируя тем, что он, как лицо, окончившее военное образовательное учреждение профессионального образования и получившее первое воинское звание офицера, является участником накопительно-ипотечной системы с " ... ". Общая продолжительность военной службы на момент увольнения и исключения из списка личного состава войсковой части 54801 составила 10 лет 11 месяцев 7 дней. После издания приказа об увольнении с военной службы, он подал рапорт через войсковую часть в ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на получение дополнительных денежных средств. В августе 2015 г. получен ответ, согласно которому решением " ... " от " ... " ему было отказано в выплате денежных средств в соответствии с п.63 Порядка организации во внутренних войсках МВД России работы по выплате участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членами их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденного Приказом МВД РФ N774 от 03.09.2007 г. (далее по тексту также Порядок), в связи с непредставлением документов в полном объеме. Считает данное решение незаконным, указывает, что им были предоставлены все необходимые документы, в том числе уведомления об отсутствии в ЕГРП недвижимости в отношении всех членов семьи. Истребование сведений из всех территориальных органов Росреестра считает незаконным. Кроме того, указывает, что расчет размера дополнительных денежных средств производится войсковой частью, поэтому нарушений с его стороны не допущено. Указывает, что решение об отказе в выплате дополнительных денежных средств нарушает его право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника НИС, а также лишает возможности своевременно приобрести жилое помещение для проживания его семьи. Административный истец просит признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации " ... " от " ... " об отказе в выплате денежных средств; возложить обязанность на ответчика по устранению допущенного нарушения закона, принять решение о выплате дополнительных денежных средств.
Административный истец Ш., его представитель Б., представитель административного ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Судом постановлено указанное выше решение, не соглашаясь с которым Ш. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Указывает, что судебное разбирательство проведено без его участия, ходатайство об истребовании доказательств оставлено без рассмотрения. Считает, что суд, в нарушение ч.7 ст.150 КАС РФ, рассмотрел административное дело, не подготовленное к рассмотрению, без каких - либо документов, представленных стороной ответчика. Указывает, что в п. 63 Порядка указан перечень документов, однако не указано кем и в какие сроки представляются документы; расчет размера дополнительных денежных средств производится уполномоченными на то органами и воинской частью, а не участником НИС; как ответчик, так и воинская часть, самоустранились от исполнения своих обязательств (полномочий). Полагает, что выписка из ЕГРП для последующего предоставления в органы государственной власти в целях получения государственных услуг, не требуется; данную информацию указанные органы должны запрашивать у Росреестра самостоятельно.
Административный истец Ш., представитель административного ответчика Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая в удовлетворении требований Ш., суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое истцом решение Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от " ... " об отказе в выплате дополнительных денежных средств принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому оснований для признания его незаконным не имеется.
Данные выводы суда являются правильными, поскольку они соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Право военнослужащих на жилище в рамках приведенного закона реализуется в форме предоставления военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
Кроме того, пунктом 15 статьи 15 названного закона предусмотрена возможность реализации указанного права военнослужащих в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" путем участия в НИС жилищного обеспечения военнослужащих, которая предполагает выделение денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений.
Статьей 4 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений, предоставления целевого жилищного займа, а также выплаты по решению федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Согласно части 1 статьи 7 данного закона решение о выплате участникам НИС или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, вправе принимать федеральные органы исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, которые и выплачивают эти средства.
На основании пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 20 августа 2004г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС, является Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 686, изданным в целях реализации Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", утверждены Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения (далее - Правила), которые устанавливают порядок и размеры названных выплат.
При этом Правительство Российской Федерации в пункте 11 Правил наделило заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (каковым в данном случае является Министерство обороны Российской Федерации) полномочиями по определению порядка организации работы по выплате участникам НИС или членам их семей дополнительных средств, который определен Министром обороны Российской Федерации в Приказе от 28 февраля 2013 г. N 166, зарегистрированном в Минюсте России и официально опубликованном (далее - Порядок).
Согласно пунктам 63 - 66 Порядка к рапорту (заявлению) прилагаются следующие документы:
а) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
б) выписка из домовой (поквартирной) книги и копия финансового лицевого счета с места жительства участника НИС и всех членов его семьи;
в) копии паспорта гражданина Российской Федерации и всех членов его семьи (с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания) и свидетельств о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста;
г) справка о составе семьи участника НИС;
д) справка об общей продолжительности военной службы;
е) выписка из приказа об увольнении с военной службы (с указанием основания увольнения);
ж) письменное согласие участника НИС о возврате задолженности перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти либо квитанция о перечислении указанных средств на счет уполномоченного федерального органа исполнительной власти (при наличии задолженности перед уполномоченным федеральным органом).
В рапорте (заявлении) о выплате дополнительных денежных средств участник НИС (член его семьи) указывает:
а) фамилию, имя, отчество, регистрационный номер участника НИС, почтовый адрес, контактный телефон;
б) сведения о том, что получатель дополнительных денежных средств (член его семьи) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения либо членом семьи собственника жилого помещения, за исключением жилых помещений, приобретенных с использованием целевых жилищных займов в соответствии с Федеральным законом;
в) получателя денежных средств и его платежные реквизиты;
г) обязательства об использовании дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений или жилого помещения в собственность или в иных целях, освобождении занимаемого служебного жилого помещения или иного жилого помещения специализированного жилищного фонда;
д) наименование и почтовый адрес финансового органа, в котором участник НИС состоял на финансовом обеспечении на день исключения его из списков личного состава воинской части по последнему месту военной службы.
Участник НИС (член его семьи) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в рапорте (заявлении) о выплате дополнительных денежных средств и прилагаемых к нему документах.
Согласно п. 66 Порядка расчет размера дополнительных денежных средств производится воинскими частями (ответственными должностными лицами) и региональными управлениями жилищного обеспечения, отдельным органом военного управления.
Региональное управление жилищного обеспечения, отдельный орган военного управления организуют работу по проверке документов, представленных участниками НИС (членами их семей), и содержащихся в них данных, для чего при необходимости истребуют у федеральных органов исполнительной власти необходимые сведения.
По результатам проверки принимается решение о выплате либо об отказе в выплате дополнительных денежных средств, о чем региональное управление жилищного обеспечения уведомляет участников НИС (членов их семей) в письменной форме (п. 68 Порядка).
В соответствии с п. 69 Порядка основаниями для отказа в выплате дополнительных денежных средств являются: непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 63 настоящего Порядка; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Поскольку Ш. с рапортом о выплате дополнительных денежных средств не представил в полном объеме документы, указанные пункте 63 Порядка, поэтому Федеральное государственное казенное учреждение "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации правомерно отказало ему в выплате этих средств.
Из материалов дела усматривается, что на рассмотрение Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации истцом не была представлена выписка из домовой (поквартирной) книги и копия финансового лицевого счета с места жительства по адресу: " ... ". Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Кроме того, Ш. не были представлены выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отражающие сведения о наличии (отсутствии) недвижимого имущества, зарегистрированного за истцом и членами его семьи на всей территории Российской Федерации.
Проверяя в этой части оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что представленные истцом Уведомления из ЕГРП не содержат указанных сведений.
В соответствии с п. 7 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий функции по нормативному правовому регулированию в сфере отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, устанавливает порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Во исполнение приведенных выше положений Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно пп. 2 и 3 которого необходимо заполнение специально установленной данным Порядком формы запроса, содержащейся в приложении к Порядку и размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сети Интернет и Едином портале. Запрос в виде бумажного документа составляется по форме согласно приложению к настоящему Порядку. В соответствии с указанной формой запроса предусмотрена возможность получения сведений в виде соответствующей выписки о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на недвижимое имущество на любой указанной заявителем в этом запросе территории (12 и 14 сноски в форме запроса).
В связи с чем, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на недвижимое имущество по всей территории Российской Федерации, как правильно указал суд первой инстанции, может быть получена истцом в одном подразделении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Довод апелляционной жалобы Ш. о том, что региональное управление жилищного обеспечения указанную выписку должно запрашивать в органах Росреестра самостоятельно в соответствии с Федеральным законом N210-ФЗ от 27 июля 2010г. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", является несостоятельным, поскольку получение участником НИС денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, не является государственной или муниципальной услугой и не регулируется названным законом.
Не влекут отмену состоявшегося судебного решения и доводы апелляционной жалобы о том, что представленный ответчику расчет дополнительных денежных средств производился не истцом, а воинской частью, поскольку судом первой инстанции эти доводы были проверены и им дана надлежащая оценка, с чем судебная коллегия соглашается.
Доводы Ш. о том, что судом оставлено без рассмотрения его ходатайство об истребовании доказательств, являются несостоятельными, так как согласно протоколу судебного заседания от " ... " указанное ходатайство судом было рассмотрено в соответствии с требованиями закона, решение по нему мотивировано, а отказ в его удовлетворении не свидетельствует о допущенных судом нарушениях норм процессуального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного решения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Уватского районного суда Тюменской области от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.