Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.Н. Демьяновой,
судей О.А. Ивановой, С.В. Андреева,
при секретаре О.В. Удаловой,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы Мальцевой Ирины Владимировны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 ноября 2015 года, которым исковые требования Смирновой Елены Владимировны, Сизых Владимира Иннокентьевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Сизых Александра Владимировича, к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения удовлетворены.
Заслушав доклад судьи С.В. Андреева, выслушав объяснения Е.В. Смирновой и её представителя А.Г. Знароченковой, полагавших, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
установила:
Е.В.Смирнова, В.И. Сизых, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына А.В. Сизых, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с иском к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивировали тем, что они проживают в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м. совместно с Л.А. Смирновой и В.В. Смирновым, которые являются совместными собственниками указанной квартиры на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ А.В. Сизых является ребенком-инвалидом. Семьи Е.В. Смирнова, В.И. Сизых и А.В. Сизых и семья супругов Смирновых (родители Е.В. Смирновой) ведут раздельное хозяйство, отдельно питаются, приобретают необходимые вещи, лекарства, производят оплату за квартиру и являются двумя семьями. их совместное проживание создает конфликтные ситуации. Семья истцов, состоящая из трех человек, поставлена на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в список очередности малоимущих. Заболевание, которое имеет А.В. Сизых входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Со ссылкой на положения п. 4 ч. 1 ст. 51, п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" просили обязать ответчика предоставить им по договору социального найма жилое помещение, исходя из установленной нормы предоставления площади жилого помещения, с учетом права А.В. Сизых на дополнительную площадь.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Л.А. Смирнова, В.В. Смирнов, департамент финансов Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 20 ноября 2015 г. исковые требования Е.В. Смирновой, В.И. Сизых, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.В. Сизых удовлетворены. На муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы возложена обязанность предоставить Е.В. Смирновой, В.И. Сизых, А.В. Сизых, 25.05.2004 г.р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, находящееся в черте г. Костромы, по норме предоставления площади жилого помещения с учетом права А.В. Сизых на дополнительную площадь, а также с учетом имеющейся в собственности Е.В. Смирновой доли в праве общей совместной собственности на квартиру общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенную по адресу: "адрес". С муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Костромы в пользу Е.В. Смирновой взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Костромы И.В. Мальцева просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на положения ст.ст. 17, 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в определении от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, указывает, что предоставление инвалидам жилых помещений не относится к расходным обязательствам муниципального образования городской округ город Кострома, в связи с чем администрация города Костромы не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Указывает, что полномочия по обеспечению жильем инвалидов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и определяется их нормативными правовыми актами. Постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008 года N 224-а "О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области" определено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов предоставляется в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В этой связи считает, что отнесение судом указанных расходных обязательств к расходным обязательствам муниципального образования будет прямо противоречить ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, а возложение судом на администрацию города Костромы обязанности по предоставлению жилого помещения семье с ребенком-инвалидом не основано на законе.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель истца Е.В. Смирновой - А.Г. Знароченкова считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, за исключением Е.В. Смирновой и ее представителя А.Г. Знароченковой в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела и пришел к обоснованному выводу о том, что администрация г. Костромы обязана предоставить истцам и их несовершеннолетнему сыну благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по норме предоставления жилых помещений с учетом права А.В. Сизых на дополнительную жилую площадь и с учетом имеющейся у Е.В. Смирновой доли в праве собственности на квартиру.
Этот вывод судом мотивирован и соответствует требованиям закона. Оснований не согласиться с ним судебная коллегия не усматривает.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение предписания данной нормы Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ во взаимосвязи с положением пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном названным Постановлением.
Частью 3 статьи 57 ЖК РФ установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013 г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004г. N 817.
Как установлено судом, истцы Е.В. Смирнова, В.И. Сизых и их сын А.В. Сизых, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире по адресу: "адрес", общей площадью 43, 5 кв.м.
Вместе с семьей истцов в данной квартире проживает семья родителей Е.В. Смирновой - мать Л.А. Смирнова и отец В.В. Смирнов, семьи ведут раздельное хозяйство.
Согласно договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ данная квартира принадлежит на праве общей совместной собственности Л.А. Смирновой, В.В. Смирнову и Е.В. Смирновой.
Иных жилых помещений в собственности либо по договору социального найма ни сама Е.В. Смирнова, ни В.И. Сизых, ни их сын А.В. Сизых не имеют.
Постановлением администрации г. Костромы от 18.05.2015 г. N 1098 Е.В. Смирнова, В.И. Сизых и А.В. Сизых признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в список очередности малоимущих граждан.
По делу также видно, что несовершеннолетний сын истцов - А.В. Сизых является инвалидом, страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, и в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817.
С учетом установленных по делу обстоятельств, которые не оспаривались ответчиком, и положений приведенных выше норм закона суд пришел к обоснованному выводу о наличии у истцов права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ и об обязанности администрации г. Костромы предоставить ей жилое помещение.
При этом суд правомерно исходил из того, что истцы с сыном состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилья, в собственности, кроме принадлежащей Е.В. Смирновой доли в квартире жилья не имеют, нанимателями жилых помещений по договорам социального найма не являются, обеспечены жилой площадью на одного члена семьи менее установленной учетной нормы, сын истцов страдает тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, а в занимаемой истицами квартире фактически проживают две семьи - семья Е.В. Смирновой (она, муж и сын) и семья ее родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, не может повлиять на правильность постановленного решения.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
С учетом изложенного вывод суда о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения Е.В. Смирновой, В.И. Сизых и А.В. Сизых на муниципальное образование в лице администрации города Костромы является правильным.
Нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы о том, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов предоставляется в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из статьи 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права на обеспечение жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
В этой связи предусмотренные постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008 года N 224-а форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов в Костромской области не препятствуют названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что правом на внеочередное обеспечение жилой площадью имеет только А.В. Сизых, а остальные члены семьи такого права не имеют, с учетом конкретных обстоятельств дела не может являться основанием для отмены решения.
Положения пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на защиту интересов указанных в нем граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с такими гражданами в одной квартире.
Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, А.В. Сизых.
Законодатель, предусматривая право лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, на внеочередное предоставление жилого помещения, исходил из необходимости оградить его и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, А.В. Сизых вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Вместе с тем судебная коллегия считает, что обеспечение жилищных прав А.В. Сизых и обеспечение ее жилым помещением во внеочередном порядке возможно только совместно с реализации жилищных прав его родителей Е.В. Смирновой и В.И. Сизых, поскольку они проживают в одном жилом помещении с другой семьей, отдельное проживание А.В. Сизых от своих родителей невозможно в силу малолетнего возраста, состояния здоровья, нуждаемости в уходе.
Доказательств возможности реализации жилищных прав малолетнего ребенка-инвалида без реализации жилищных прав его родителей, которые также имеют право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, стороной ответчика не представлено.
Приведенные выше обстоятельства подлежат учету в соответствии с требованиями части 5 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой установлено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба представителя администрации г. Костромы И.В. Мальцевой - отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 20 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Костромы И.В. Мальцевой - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.