Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Ивановой О.А., Жукова И.П.,
при секретаре Добряковой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шапошниковой Л.И. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 сентября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Шапошниковой Л.И. к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы о признании незаконным решения в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ N N об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, незаконным, взыскании компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., выслушав объяснения Шапошниковой Л.И., поддержавшей апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Шапошникова Л.И. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы о признании незаконным решения в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, незаконным, взыскании компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировала тем, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. Основанием для отказа послужило то, что, по мнению сотрудников администрации города Костромы, она обязана предоставить сведения, отнесенные к персональным данным граждан, проживающих совместно с ней в жилых помещениях: комнатах N "адрес". Данное решение считает неправомерным. Сотрудники администрации города Костромы сделали вывод о том, что совместное проживание в квартире ее детей не исключает признание всех проживающих в совокупности членами одной семьи. Однако при этом не учтены положения ч. 1 ст. 54 СК РФ, ч. 1 ст. 21 ГК РФ. Указывает, что факт изложения персональных данных в отношении Шапошникова В.С. в части, касающейся об имеющемся у него автомобиле, является прямым нарушением требований ст. 7 "О персональных данных". С заявлением о предоставлении муниципальной услуги она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в многофункциональный центр. Ответ на свое заявление она получила только ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных обращений в администрацию. Получив обжалуемый ответ, она испытала нервное потрясение, у нее на протяжении нескольких дней было возбужденное состояние, рассеянность, плохо спала ночью, что отражалось на работоспособности днем. Таким образом, ей был нанесен моральный вред, который подлежит компенсации в порядке, предусмотренном ст. 151, 1069 ГК РФ.
В качестве соответчика к участию в деле привлечено Управление финансов администрации г. Костромы.
В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Шапошникова Н.А., Шапошникова Т.А., Шапошников В.С.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Шапошникова Л.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что суду не было представлено какого-либо заключения коллегиального органа, созданного по инициативе органа местного самоуправления, в части, касающейся признания ее и совместно с ней проживающихграждан членами семьи. Оценивая с правовой точки зрения решение органа местного самоуправления, суд не дал оценки требованиям, закрепленным в п. 2.7.1 Административного регламента предоставления администрацией г. Костромы муниципальной услуги по принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которого документы, не предоставленные ею (истцом) по независящим от нее причинам могут быть затребованы и получены органом местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, вынесенного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Разрешая заявленные исковые требования Шапошниковой Л.И., суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения Администрации г. Костромыоб отказе в признании Шапошниковой Л.И. малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, и принятии их на соответствующий учет.
При этом суд исходил из того, что истцом был представлен неполный пакет документов необходимых для решения вопроса о возможности принятия истца на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, в частности не представлены документы в отношении членов ее семьи.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании морального вреда, суд исходил из того, что действия ответчика, признанные судом законными не могли причинить нравственных страданий истцу. Кроме того, указал, что не доказана причинно-следственная связь между действия ответчика по указанию сведений в отношении ее сына в письме, адресованному на ее имя.
Данные выводы подробно мотивированы судом, соответствует требованиям закона и не противоречат материалам дела. Основания и мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к таким выводам, подробно приведены в мотивировочной части решения, судебная коллегия с ними соглашается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шапошникова Л.И. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г. Костромы с заявлением о признании ее малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основанию: обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
ДД.ММ.ГГГГ письмом N Администрация г. Костромы отказала Шапошниковой Л.И. в признании ее малоимущей на основании п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 345-ЗКО "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области" в связи с непредставлением документов, предусмотренных подпунктом "б" п. 2 ч. 3 и п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона. Также указано, что в связи с отказом в признании ее малоимущей, ей отказано и в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ.
Не согласившись с вышеуказанным отказом Администрации г. Костромы, Шапошникова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании его незаконным.
Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области установлен Законом Костромской области от 19 декабря 2005 года N 345-ЗКО.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11.1 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 345-ЗКО отказ в признании гражданина малоимущим допускается в случае, если заявителем не представлены (не направлены) документы, предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
В соответствии со ст. 4 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 345-ЗКО для признания граждан малоимущими заявитель представляет (направляет) в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, заявление по форме, утвержденной органами местного самоуправления, и документы, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N 345-ЗКО (в редакции Закона Костромской области от 26 марта 2012 года N 203-5-ЗКО) для определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, необходимы следующие документы:
1) справка о составе семьи гражданина-заявителя;
2) документы, подтверждающие размер заработной платы, стипендии, суммы уплачиваемых (получаемых) алиментов, начисленных пенсий, доплат к ним и пособий;
3) копия справки из органа социальной защиты населения о размере всех получаемых компенсационных (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и социальных выплат;
4) копия документа о выплатах, производимых органом службы занятости по месту жительства гражданина;
5) копии налоговых деклараций о доходах, в том числе о доходах налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения, с отметкой налоговых органов, или другие документы, подтверждающие доходы за расчетный период.
Согласно ч. 3 ст. 4 указанного Закона для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, необходимы следующие документы:
1) копии документов о наличии (отсутствии) в собственности заявителя и (или) членов семьи недвижимого имущества, подлежащего налогообложению;
2) при наличии в собственности заявителя и (или) членов его семьи недвижимого имущества, подлежащего налогообложению:
а) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости;
б) копии документов, подтверждающих стоимость недвижимого имущества;
в) копии документов о кадастровой стоимости или нормативной цене земли;
3) при наличии в собственности заявителя и (или) членов его семьи транспортного средства (средств), подлежащего налогообложению:
а) копия паспорта транспортного средства (средств);
б) копии документов, подтверждающих стоимость транспортного средства (средств).
В силу ст. 5 Закона для учета доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими в состав семьи заявителя включаются проживающие совместно с ним его (ее) супруга (супруг), а также дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов семьи и ведущие с ним общее хозяйство, а также иные лица, признанные членами семьи в судебном порядке.
При проживании в одном жилом помещении двух и более семей, имеющих собственные источники дохода и ведущих раздельное хозяйство, о чем свидетельствует заявление и акт обследования условий проживания заявителя, учет доходов и стоимости имущества в целях признания малоимущими производится по каждой семье отдельно. Акт обследования условий проживания заявителя составляется коллегиальным органом (комиссией), который образуется органами местного самоуправления.
Обращаясь с заявлением о признании малоимущей, Шапошникова Л.И. представила справку о лицах зарегистрированных вместе с ней по адресу: "адрес" Шапошникова Н.А. (наниматель), Шапошникова Л.И. (мать), ФИО10 (дочь), ФИО11 (дочь), ФИО12 (дочь), Шапошникова Т.А. (сестра), Шапошников В.С. (брат). При этом какого-либо указания на то, что зарегистрированные вместе с истицей лица не являются членами одной семьи, данное заявление не содержит.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления истицы у органа местного самоуправления отсутствовали сведения о том, что зарегистрированные вместе с ней лица не являются членами одной семьи. В связи с чем не имелось оснований для создания коллегиального органа (комиссии) с целью обследования условий проживания заявителя.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Шапошникова Н.А., Шапошникова Т.А., Шапошников В.С. не являются членами семьи истца, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, требование Администрации г. Костромы о предоставлении документов в отношении всех членов семьи истца является правомерным.
Поскольку на момент рассмотрения заявления Шапошниковой Л.И. Администрация г. Костромы не располагала необходимыми сведениями в отношении членов ее семьи, то в соответствии с положениями ст. 11.1 Закона N345-ЗКО это являлось достаточным основанием для отказа в признании ее семьи малоимущей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что суду не было представлено какого-либо заключения коллегиального органа в части, касающейся признания ее и совместно с ней проживающих граждан членами семьи, а также о том, что документы, которые она не представила по независящим от нее причинам могут быть затребованы и получены органом местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия, не дают оснований сомневаться в правильности выводов суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Процессуальных нарушений, указанных в ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено.
В соответствии с изложенным решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Шапошниковой Л.И. - отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шапошниковой Л.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.