Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Болат-оол А.В.,
судей Бады-Сагаана А.В., Баутдинова М.Т.,
при секретаре Монгуш А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Болат-оол А.В. гражданское дело по исковому заявлению Бюрбю А.С. к мэрии г. Кызыла о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение с учетом дополнительной площади во внеочередном порядке путем заключения договора социального найма жилого помещения по апелляционной жалобе Бюрбю А.С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Бюрбю А.С. обратился в суд с исковым заявлением к мэрии г. Кызыла о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилое помещение с учетом дополнительной площади во внеочередном порядке путем заключения договора социального найма жилого помещения, указывая на то, что является инвалидом **, неоднократно обращался в Муниципальное казенное учреждение "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла" (далее - МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла") с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако ему отказано в постановке на учет в связи с тем, что он уже состоит на учете в качестве члена семьи Бюрбю Я.Я. Считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, поскольку является инвалидом **, инвалидность установлена ему 09 июня 2014 года, ранее инвалидом не признавался; страдает заболеванием, дающим право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Просил признать незаконным отказ мэрии г. Кызыла в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать за ним и членами его семьи право на внеочередное предоставление жилого помещения, обязать мэрию г. Кызыла принять решение о предоставлении ему и членам его семьи благоустроенного жилого помещения площадью не менее ** кв.м., соответствующего санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, а также заключить с ним договор социального найма жилого помещения.
Решением суда от 17 ноября 2015 года в удовлетворении искового заявления Бюрбю С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Бюрбю А.С. просит решение суда отменить, указывая на то, что судом не в полном объеме исследованы доказательства по делу. На учете в качестве нуждающейся в жилом помещении состоит его мать Бюрбю Я.Я. с 02 февраля 2000 года, как мать-одиночка. Матери-одиночки регистрируются вместе с детьми, которые находятся у них на иждивении в момент постановки на учет. Инвалидность ** ему установлена только 01 июля 2014 года, и он имеет право состоять в льготной очереди как инвалид 1 группы.
В судебном заседании представитель истца Бюрбю А.С. Куулар А.В. апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам поддержала.
Представитель истца Бюрбю А.С. и третьего лица по делу Ортун А.О. - Бюрбю Я.Я. апелляционную жалобу также поддержала.
Истец Бюрбю А.С., представители ответчика - мэрии г. Кызыла и третьих лиц - МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Кызыла" и Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. Судебная коллегия в порядке ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Согласно п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что обеспечение инвалидов жильем во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание их малоимущими, а также при наличии у них тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, мать истца Бюрбю Я.Я. 05 апреля 2000 года принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается постановлением председателя администрации г. Кызыла от 5 апреля 2000 года ** и учетной карточкой. В учетной карточке в качестве членов семьи Бюрбю Я.Я. указаны её сын Бюрбю А.С. и дочь А.
Из справки специалиста отдела пособий семьям с детьми Департамента по социальной политике мэрии г. Кызыла от 29 октября 2015 года следует, что Бюрбю Я.Я. имеет состав семьи - сын Бюрбю А.С., **, дочь А.., **, что также подтверждается свидетельствами о рождении детей Бюрбю А.С. и А.
Согласно справке ** Бюрбю А.С. установлена инвалидность ** впервые 07 июля 2014 года.
Бюрбю А.С. фактически проживает в съемной квартире с матерью Бюрбю Я.Я. **, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий от 12 ноября 2015 года и договором аренды от 10 сентября 2015 года.
Из справок ГУП РТ "Бюро технической инвентаризации" следует, что по учетным данным архива в период с 1 января 1991 года по 31 декабря 1998 года зарегистрированные права за Бюрбю А.С., Бюрбю Я.Я. отсутствуют.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Республике Тыва от 30 октября 2015 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Бюрбю Я.Я., Бюрбю А.С., А. на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости отсутствуют.
09 октября 2014 года, 18 ноября 2014 года Бюрбю А.С. обращался в МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла" с заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В постановке на учет ему было отказано в связи с тем, что он уже состоит на учете в мэрии г. Кызыла в качестве нуждающегося в жилом помещении с 02 февраля 2000 года, как член семьи Бюрбю Я.Я., на основании постановления мэрии г. Кызыла ** от 05 апреля 2000 года.
Отказывая в удовлетворении искового требования Бюрбю А.С. о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, суд первой инстанции исходил из того, что он с 2000 года состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как член семьи Бюрбю Я.Я.
С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1682 ВХ-1 "О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" установлено, что решение о признании гражданина-заявителя малоимущим принимается, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения.
Из постановления председателя администрации г. Кызыла от 5 апреля 2000 года ** и приложения ** к нему следует, что мать истца Бюрбю Я.Я. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, как одинокая мать.
Жилищным законодательством, действовавшим до 1 марта 2005 года, для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и получения жилого помещения по договору социального найма не требовалось признания граждан малоимущими.
Следовательно, истец Бюрбю А.С. в соответствии с п. 2 ст. 49, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, как малоимущий гражданин, нуждающийся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вправе быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отдельно от своей матери Бюрбю Я.Я., так как у него имеются свои основания постановки на учет, и получить жилое помещение в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Между тем вопрос о признании истца малоимущим в порядке, установленном вышеуказанным Законом Республики Тыва, мэрией г. Кызыла в соответствии п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ не рассматривался. Мэрией г.Кызыла также не рассматривался вопрос о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Соответственно, отказ мэрии г. Кызыла в постановке истца на учет нуждающихся в жилых помещениях только лишь на том формальном основании, что он уже состоит на данном учете как член семьи своей матери Бюрбю Я.Я., является незаконным.
Требование истца о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, правильно предъявлено к мэрии г.Кызыла, поскольку согласно п. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
МКУ "Департамент земельных и имущественных отношений мэрии г.Кызыла", куда истец обращался с заявлениями о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, хотя и является юридическим лицом,
ведущим в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одновременно является отраслевым структурным органом мэрии г. Кызыла (п.п. 1.1, 1.6, 3.77 Положения о муниципальном казенном учреждении Департаменте земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла и предельной численности работников, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 N 335).
Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Бюрбю А.С. о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, возложении на мэрию г. Кызыла обязанности принять решение о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и заключить с ним договор социального найма жилого помещения является обоснованным, поскольку имеющееся у истца заболевание не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, и в силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ истец не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении искового требования Бюрбю А.С. к мэрии г. Кызыла о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении данного требования.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 ноября 2015 года в части отказа в удовлетворении искового требования Бюрбю А.С. к мэрии г. Кызыла о признании незаконным отказа в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, отменить и принять в этой части новое решение следующего содержания:
"Признать незаконным отказ мэрии г. Кызыла в постановке Бюрбю А.С. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 февраля 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.