Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей Баутдинова М.Т., Железняковой С.А.,
при секретаре Монгуш Ш.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б., К., О., С.1 об оспаривании актов органа государственной власти и органа местного самоуправления по апелляционным жалобам представителя Правительства Республики Тыва Хертек Д.Г., представителя Мэрии г. Кызыла Соян Р.А. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., представителя Правительства Республики Тыва Силинмей Ч.А., заявителей К., С.1, их представителя Саенко В.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Б., К., О., С.1 обратились в суд заявлением об оспаривании актов органа государственной власти и органа местного самоуправления, указывая, что являются собственниками квартир, расположенных в доме **, считают его пригодным для проживания, не находящимся в аварийном состоянии, указывают, что нарушен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Собственники помещений соответствующих заявлений не подавали, к участию в работе комиссии не привлекались, акт обследования и заключение собственникам не вручались, в прессе не публиковались. С учётом уточнённых требований просили признать недействительными заключение межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года о признании многоквартирного жилого дома по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу; постановление Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года N 1802 "Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" в части включения жилого дома, находящегося по адресу: **, в Перечень аварийных многоквартирных домов; постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года N 667 "Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах"; постановление Правительства Республики Тыва от 21 апреля 2014 года N 158 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 июня 2009 года N 322" в части включения жилого дома, находящегося по адресу: ** в Перечень аварийных многоквартирных домов, Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2015 года заявления К., О., С.1 удовлетворены. В удовлетворении заявления Б. отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель заинтересованного лица - Правительства Республики Тыва Хертек Д.Г. подала апелляционную жалобу, где просит решение суда отменить в части признания недействительными постановлений Правительства Республики Тыва, указывая, что заявители обратились в суд с нарушением трёхмесячного срока, установленного статьёй 256 ГПК РФ, поскольку срок по требованиям о признании недействительными постановлений Правительства Республики Тыва начал течь с момента официального опубликования оспариваемых актов.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица - Мэрии г. Кызыла Соян Р.А. просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления, указав, что заявителями пропущен срок обращения в суд, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Представитель Правительства Республики Тыва С. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала.
Заявители С.1, К., их представитель Саенко В.Д. просили оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в порядке статьи 150 КАС РФ.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, заявители К., О., С.1 являются собственниками квартир в жилом доме по адресу: **.
9 декабря 2008 года межведомственная комиссия в составе 11 человек, назначенная постановлением мэра г. Кызыла от 28 ноября 2008 года N, провела обследование помещений по адресу: ** и составила акт.
Заключением межведомственной комиссии от 16 декабря 2008 года, составленным на основании акта обследования от 9 декабря 2008 года, жилой дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года N 1802 "Об утверждении новой редакции муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах, с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства", а также постановлениями Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года N 667 "Об утверждении республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории г. Кызыла в 2013-2017 годах" и от 21 апреля 2014 года N 159 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года N 667" жилой дом, находящийся по адресу: **, включён в перечень аварийных многоквартирных домов, реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения.
Удовлетворяя заявление К., О., С.1 в части признания недействительными постановления Мэрии г. Кызыла от 27 декабря 2013 года N 1802, постановлений Правительства Республики Тыва от 30 ноября 2012 года, от 21 апреля 2014 года N 159, суд первой инстанции руководствовался статьёй 256 ГПК РФ и исходил из того, что оспариваемые акты органа государственной власти и органа местного самоуправления не являются нормативно-правовыми актами.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В статье 16 Федерального закона указано, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:
1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включённого в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
3) объём долевого финансирования за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы;
4) обоснование объёма средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьёй 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. Общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
Согласно статье 15 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года N 95 ВХ-1 Правительство Республики Тыва в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, настоящим Конституционным законом, законами Республики Тыва, указами Главы - Председателя Правительства Республики Тыва издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Республики Тыва. Правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Республики Тыва.
Статьёй 52 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" определено, что по вопросам компетенции мэрии принимаются постановления, подписываемые мэром г. Кызыла. Постановления и распоряжения мэра г. Кызыла, принятые в пределах его компетенции, вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом или действующим законодательством. Постановления мэра г. Кызыла, затрагивающие права граждан, обязательно публикуются в средствах массовой информации.
Из анализа вышеуказанных норм законодательства и текста оспариваемых актов, в том числе приложений к ним, следует, что оспариваемые заявителями постановления Мэрии г. Кызыла и Правительства Республики Тыва являются нормативными правовыми актами, так как они изданы в установленном порядке органами государственной власти и местного самоуправления, содержат правовые нормы, обязательные для неопределённого круга лиц, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.
Поскольку оспариваемые заявителями акты органа государственной власти и органа местного самоуправления относятся к нормативным, то, следовательно, суд первой инстанции эти требования должен был рассматривать в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трёх месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, по делам об оспаривании нормативных правовых актов должен участвовать прокурор, которого суд обязан известить о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Согласно пункту 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если административное дело было рассмотрено судом в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Из материалов дела следует, что прокурор о рассмотрении дела не извещался, дело рассмотрено в его отсутствие, в связи с чем решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 2015 года отменить, направить дело по заявлению Б., К., О., С.1 об оспаривании актов органа государственной власти и органа местного самоуправления на новое рассмотрение в Кызылский городской суд Республики Тыва.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 февраля 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.