Заместитель председателя Верховного Суда Республики Тыва Чикашова М.Н., рассмотрев жалобу представителя по доверенности Цыбуцыниной Е.О. в интересах общества с ограниченной ответственностью "Пять звезд", поданную на вступившие в законную силу постановления главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Сата Г.О. от 13 мая 2015 года, решения судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года и на решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 2 и 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Пять звезд",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Сата Г.О. от 13 мая 2015 года N, оставленным без изменения решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года, общество с ограниченной ответственностью "Пять звезд" (далее - ООО "Пять звезд") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Сата Г.О. от 13 мая 2015 года N, оставленным без изменения решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года, ООО "Пять звезд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года решения судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года изменены, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным и необоснованным, представитель по доверенности Цыбуцынина Е.О. в интересах ООО "Пять звезд" обратилась в Верховный Суд Республики Тыва с жалобой в порядке ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, а также доводы надзорной жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Положениями ст. 212 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность обеспечить: недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке труда.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения ООО "Пять звезд" трудового законодательства, проведенной Государственной инспекцией труда в Республике Тыва в период с 21 по 22 апреля 2015 года, выявлены следующие факты нарушения трудового законодательства: к работе допущены работники (администратор К., охранники Б., Ш., О., водитель Д., технички Ч., Ш., сторож О.), не прошедшие в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; не обеспечено проведение специальной оценки условий труда на каждом рабочем месте.
По данным фактам 07 мая 2015 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Сатом Г.О. в отношении ООО "Пять звезд" составлены протоколы N об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В жалобе представитель ООО "Пять звезд" ссылается на то, что в постановлении по делу об административном правонарушении не указано, в чем выражено нарушение порядка прохождения работниками инструктажа, обучения, в какие сроки не были пройдены обучение и проверка знаний, не указано время совершения правонарушения.
Работники, перечисленные в постановлении о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, согласно имеющимся в материалах дела приказам приняты на работу в период с 2008-2011 годы.
Постановлением Министерства труда РФ, Министерства образования РФ от 13.01.2003 года N1/29 утвержден Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Согласно п. 2.1.1. вышеуказанного Порядка для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
В соответствии с вышеуказанным Порядком все принимаемые на работу лица проходят в установленном порядке вводный инструктаж. Кроме вводного инструктажа по охране труда, проводятся первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи.
Повторный инструктаж проходят все работники, указанные в п. 2.1.4 Порядка, не реже одного раза в шесть месяцев.
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте и последующих повторных инструктажей для работников общества.
На момент проверки в период с 21 по 22 апреля 2015 года работники (администратор К., охранники Б., Ш., О., водитель Д., технички Ч., Ш.., сторож О.), не прошедшие в установленном порядке обучение и проверку знаний требований охраны труда, продолжали осуществлять свои трудовые обязанности.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Совершенное ООО "Пять звезд" административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, выявлено в ходе проверки 21-22 апреля 2015 года, таким образом, срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет 1 год.
Постановление о привлечении ООО "Пять звезд" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Судьей Верховного Суда Республики Тыва в ходе рассмотрения дела детально исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка, что нашло свое отражение в решении суда.
Другие доводы, изложенные заявителем в жалобе, также не являются основанием к отмене решения судьи. Они основаны на переоценке исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО "Пять звезд" в совершении административного правонарушения.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч.3 ст. 5.27.1 названного Кодекса.
Признавая ООО "Пять звезд" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва исходил из того, что общество должно обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Кызылский городской суд Республики Тыва сделал вывод об обоснованности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оставляя без изменения решение судьи городского суда, судья Верховного Суда посчитал, что поскольку аттестация рабочих мест ООО "Пять звезд" не проводилась, то пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", применению не подлежит.
Данный вывод является ошибочным, основанным на неверном толковании действующего законодательства.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
С целью сохранения преемственности в реализации действующей на сегодняшний день процедуры оценки условий труда, в том числе в части накопления информации о состоянии условий труда в Российской Федерации, и исключения дополнительных финансовых расходов работодателей в статье 27 Закона о специальной оценке условий труда установлены переходные положения.
В силу части 6 указанной статьи, в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Вместе с тем, в ч. 6. ст. 10 указаны:
1) рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2) рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
3) рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Административным органом и судебными инстанциями приведенные положения ч. 6 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда не учтены.
В материалах дела имеется список работников ООО "Пять звезд" (л.д. 86), приказы о приеме на работу, в котором указаны директор, заместитель директора, главный бухгалтер, администратор, охранники, технички, водитель и сторож.
Указанные рабочие места не относятся к вышеназванному перечню рабочих мест, специальная оценка условий труда на которых должна осуществляться в первоочередном порядке.
Таким образом, специальная оценка условий труда ООО "Пять звезд" может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.
Следовательно, событие административного правонарушения в данном случае отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года в этой части подлежит изменению, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 13 мая 2015 года N, решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года, вынесенные по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежат отмене с прекращением производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Жалобу представителя по доверенности Цыбуцыниной Е.О. в интересах ООО "Пять звезд" удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва от 13 мая 2015 года N 4-172-15-ТПР/19/1/9, решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года, вынесенные по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменить.
Решение судьи Верховного Суда Республики Тыва от 16 сентября 2015 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Пять звезд" изменить, производство по делу по ч. 2 ст. 5.27. 1 КоАП РФ прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Тыва Сата Г.О. от 13 мая 2015 года N и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 02 июля 2015 года, вынесенные по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Тыва М.Н. Чикашова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.