судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Лепёхиной Н.В.
,
судей
Берман Н.В., Курдюковой Н.А.,
при секретаре
Поповой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы Дымочки В.Н. на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 10 декабря 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ДымочкаВ.Н. к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о признании права на предоставление субсидии на приобретение жилого помещения, включении в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям отказать.
Заслушав доклад судьи Лепёхиной Н.В., судебная коллегия
установила:
Дымочка В.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая, что в период с 1969 года по 2005 год проживала и работала в г. Магадане, который отнесен к районам Крайнего Севера. В г. Магаданеистица состояла на учете в Управлении по учету и распределению жилой площади департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрииг. Магаданана получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья в центральных районах России. В декабре 2005 года снята с учета в связи с выездом на постоянное место жительства вг. Орел. Жилищная субсидия, а также денежная компенсация за освобождаемое помещение при выезде изг. Магаданаистице не выплачены. 16 февраля 2006 г. администрацией Станово-Колодезьского сельского поселения Дымочка В.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список на получение государственного жилищного сертификата. За период с февраля 2006 года по 2007 год субсидия на приобретение жилья, государственный жилищный сертификат ей не предоставлялись.В 2007 году изг. Орлаистица на постоянное место жительства переехала в г. Липецк. 27 июля 2015 года Дымочка В.Н. обратилась с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и для получения жилищной субсидии в Управление социальной защиты населения Липецкой области, которое своим решением от 06 августа 2015 года отказало в постановке на учет. Истица считает указанное решение незаконным, поскольку с24 марта 1975 года имеет ... группу инвалидности, в собственности жилого помещения не имеет, общий трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 10 месяцев и 13 дней. Просила признать за ней право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера; обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области включить ее в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, со дня обращения с заявлением.
Представители ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенностям Вострикова Н.Н. и Мещерякова О.В. исковые требования не признали, объяснив, что Дымочка В.Н. не имеет необходимого трудового стажа в районах Крайнего Севера - 15 лет, не является инвалидом в связи с трудовым увечьем, выезжала из районов Крайнего Севера, а в последующем возвращалась, не представила надлежащие документы, подтверждающие ее право на получение субсидии, а также документы о её нуждаемости и нуждаемости членов ее семьи в жилых помещениях.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истица Дымочка В.Н. просит отменить решение суда, указывая на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, о том, что объем социальных гарантий, право на которые приобретено лицом до введения в силу нового правового регулирования, не может быть уменьшен.
Выслушав истицу Дымочку В.Н. и ее представителя адвоката Семиколенову Н.С., просивших решение отменить, представителей ответчика - Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Мещерякову О.В. и Вострикову Н.Н., возражавших против жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Как установлено статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4 приведенного Закона).
Порядок предоставления государственных жилищных сертификатов гражданам Российской Федерации, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 приведенных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Из материалов дела следует, что Дымочка В.Н. проживала в г. Магадане, отнесенном к районам Крайнего Севера. С 09 декабря 2005 года истица снята с регистрационного учета в г. Магадане в связи с выездомна постоянное место жительства вг. Орел (л.д. 99).
Из сообщения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецкестаж работы Дымочки В.Н.в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 02 месяца (л.д. 12).
Дымочке В.Н. установлена ... группа инвалидности, с 24 марта 1975 года истица получает пенсию по инвалидности (л.д. 12).
Наличие у Дымочки В.Н. стажа работы в районах Крайнего Севера продолжительностью более 10 лет сторонами не оспаривается (л.д. 77-оборот).
Согласно заявлению от 14 июля 2000 года Дымочка В.Н. состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в Управлении по учету и распределению жилой площади Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана. Являясь инвалидом ... группы, истица включена в списки по категории "инвалиды". Жилищная субсидия (социальная выплата) Дымочке В.Н. не выдавалась. 14 декабря 2005 года снята с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в г. Орел (л.д. 9, 45).
Постановлением главы администрации Станово-Колодезьского сельского поселения администрации Орловского района Орловской области N 39 от 16 февраля 2006 года Дымочка В.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список на получение государственного жилищного сертификата (л.д. 11).
С 13 мая 2015 года Дымочка В.Н. зарегистрирована по адресу: г. Липецк, (адрес). На срок с 27 августа 2015 года по 26 августа 2016 года истица зарегистрирована по адресу: г. Липецк, (адрес) (интернат).
27 июля 2015 года Дымочка В.Н. обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о постановке её на учет на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 5-6).
06 августа 2015 года Управление социальной защиты населения Липецкой области отказало Дымочке В.Н. в постановке на учет нуждающихся, поскольку истица не имеет необходимого стажа, её стаж работы в районах Крайнего Севера составляет 9 лет 10 месяцев 22 дня (л.д. 7-8).
Отказывая Дымочке В.Н. в удовлетворении исковых требований, суд признал, что истица имела право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Но поскольку в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о постановке её на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилищной субсидии Дымочка В.Н. впервые обратилась только 27 июля 2015 года, то есть, после вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ, которым введено новое правовое регулирование спорных правоотношений, в том числе, в отношении стажа работы, необходимого для назначения такой субсидии, суд пришел к выводу о том, что право на получение жилищной субсидии в соответствии с ранее действовавшим законодательством за истицей не сохраняется.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.
Как указано в названном Постановлении, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.
Дымочка В.Н. в период с 1968 по 1989 г.г. проработала более 10 лет в районах Крайнего Севера (л.д. 12, 13, 14), поэтому приобрела право на получение жилищной субсидии по законодательству, действовавшему до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года. С 14 июля 2000 года Дымочка В.Н. состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Магадане, с 16 февраля 2006 года - в Орловской области, то есть, совершила действия, направленные на реализацию права на получение жилищной субсидии. До настоящего времени Дымочка В.Н. свое право на улучшение жилищных условий не реализовала, жилищную субсидию не получила.
Отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в постановке истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия 15-летнего календарного стажа работы в районах Крайнего Севера противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П. Кроме того, указанный ответчиком в письме от 6 августа 2015 года N В01-1/54/3 и05-4458 (л.д. 7-8) стаж работы Дымочки В.Н. в районах Крайнего Севера (9 лет 10 месяцев 22 дня) не соответствует справкам Управления Пенсионного фонда в г. Липецка о том, что стаж работы истицы в районах Крайнего Севера составляет 10 лет 2 месяца (л.д. 12, 13, 14).
Нельзя согласиться и с выводом суда как с одним из оснований отказа истице в иске, что Дымочка В.Н. с заявлением по утвержденной форме к ответчику не обращалась и необходимый пакет документов не представила.
Перечень документов необходимых для регистрации и постановки на учет гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", установлен пунктом 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879.
В материалах дела имеется копия заявления Дымочки В.Н. от 27 июля 2015 года, составленного в произвольной форме, из которого следует, что она просит поставить ее на учет на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". К заявлению приложены: копии документов о трудовом стаже в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, копия справки об инвалидности, копии справки о постановке на учет в г. Магадане и г. Орле, копия паспорта о прописке в г. Липецке (л.д. 5-6).
Однако ответчик отказал истице в постановке на учет со ссылкой на отсутствие необходимого стажа, при этом на необходимость подачи заявления по определенной форме не ссылался, не разъяснил, какие документы необходимы для постановки на учет, и не предложил представить недостающие документы (л.д. 7-8).
Между тем, как следует из сообщений Управления по учету и распределению жилой площади Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г. Магадана и администрации Станово-Колодезьского сельского поселения администрации Орловского района Орловской области, Дымочка В.Н. поставлена на учет нуждающихся с составом семьи 1 человек (л.д. 9, 11). Требований о постановке на учет иных родственников истица не заявляла (л.д. 5-6).
В суд апелляционной инстанции истица представила выписки из домовой книги и из финансово-лицевого счета по адресу: г. Липецк, (адрес), из которых следует, что Дымочка В.Н. зарегистрирована в этом помещении с 13 мая 2015 года, собственником указанного жилого помещения является Р. Из объяснений истицы следует, что в указанном помещении истица не проживает, ранее проживала по договору найма, проживающие в жилом помещении граждане и собственник дома являются посторонними истице лицами.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания следует, что Дымочка В.Н. зарегистрирована по адресу: г. Липецк, ул. (адрес), интернат, на срок с 27 августа 2015 года по 26 августа 2016 года.
Таким образом, истица относится к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение жилищной субсидии, поэтому отказ ответчика в удовлетворении заявления Дымочки В.Н. о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий неправомерен.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене. С учетом исследованных судом апелляционной инстанции документов судебная коллегия полагает постановить новое решение об удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Правобережного районного суда г. Липецка от 10 декабря 2015 года отменить, постановить новое решение, которым признать за Дымочкой В.Н. право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера на состав семьи 1 человек.
Обязать Управление социальной защиты населения Липецкой области включить Дымочку В.Н. в список граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера на состав семьи 1 человек с 27 июля 2015 г.
Председательствующий (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна:
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.