судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Колгановой В.М.,
судей: Марчукова А.В., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре: Булдаковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда (Государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии,
по апелляционной жалобе ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда,
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 октября 2015 года, которым
были удовлетворены исковые требования ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав ФИО1, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.
При этом, в специальный трудовой стаж не были включены периоды ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(02 года 09 месяцев 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 месяца 29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 05 месяцев 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 04 месяца 00 дней) в должности преподавателя физвоспитания Волгоградского кооперативного учебно-производственного комплекса, поскольку учреждение, в котором она работала, не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, а также Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Полагала, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим ее права и законные интересы в области пенсионного обеспечения.
На основании изложенного, просила признать незаконным решение ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный трудовой стаж, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что суд не принял во внимание тот факт, что работа истца в оспариваемые периоды не подлежит включению в специальный трудовой стаж, поскольку учреждение, в котором она работала, не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ от 19.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью применяется Федеральный Закон от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено право на трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста для определенных категорий граждан, в том числе для лиц, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (п.1 п.п. 19 ст. 27).
В соответствии с ч.2,3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Списки должностей и учреждений, работа на которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, были утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, а также Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Перечни учреждений, работа в которых подлежит включению в специальный трудовой стаж, были утверждены в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 463, Постановлением Правительства РФ N 1067 от 22.09.1999 г. и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Как следует из материалов дела в оспариваемые периоды трудовой деятельности истца (до 1.11.1999 г.) действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 463 в соответствии с которым, действительно предусматривалось включение в педагогический стаж для назначения пенсии по выслуге лет периода работы в должности "преподаватель" при условии выполнения такой работы в учреждениях, указанных в разделе "Наименование учреждений" Списка (п. 2 Постановления).
При этом, такое учреждение как "кооперативный учебно-производственный комплекс" в списке не поименовано.
Не указано оно и в списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Однако, учитывая положения ч. 3 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (действовавшим в период спорных правоотношений), образовательными учреждениями являются учреждения осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным относятся: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Таким образом, работники негосударственных образовательных учреждений имели право на получение пенсии за выслугу лет наравне с работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в редакции от 1 февраля 2001 г.) вновь утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществлявшейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, абз. 1 п. 2 данного Постановления решением Верховного Суда РФ от 7 июня 2001 г. был признан недействительным (незаконным) и не порождающим правовых последствий.
Вместе с тем, в силу п. 3 ст. 12 ФЗ "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.(02 года 09 месяцев 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 03 месяца 29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 05 месяцев 22 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 01 месяц 10 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 04 месяца 00 дней) истец работала в должности преподавателя физвоспитания Волгоградского кооперативного учебно-производственного комплекса, который ранее неоднократно переименовывался (Волгоградский кооперативный техникум, Волгоградский колледж бизнеса).
Объективно факт работы истца в указанные периоды в указанных должностях подтвержден материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Однако, решением ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано во включении в специальный трудовой стаж вышеуказанных периодов работы, а также в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку "кооперативный учебно-производственный комплекс" не относится к учреждениям, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от РСФСР от 6.09.1991 г. N 463, а также соответствующими Списками принятыми позже.
Удовлетворяя заявленные истцом требования, руководствуясь положениями Федерального закона N 173-ФЗ от 19.12.2001 г., Федерального закона N 400-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665, Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1067, Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. N 463, суд пришел к правильному выводу о незаконности решения ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда об отказе во включении ФИО1 в специальный трудовой стаж оспариваемых периодов работы, поскольку истец изначально принималась на работу в учреждение, работа в котором, подлежала включению в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. Таким образом, последующее изменение формы собственности, а также переименование учреждения с сохранением прежних условий труда в должности преподавателя, свидетельствует об обоснованности заявленных ею требований.
Кроме того, в силу требований ст.ст. 166, 167 ТК РФ суд обоснованно пришел к выводу о включении в специальный трудовой стаж истца периодов нахождения ее в командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 02 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00 лет 00 месяцев 01 день).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении иска, являются несостоятельными, поскольку при выполнении возложенных на истца обязанностей она осуществляла педагогическую деятельность, при этом действие Закона РФ "Об образовании", как это видно из его содержания, распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Кроме того, согласно Определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 1999 г. "О проверке конституционности ст.83 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и от 6.12.2001г. "О проверке конституционности п.2 и 3 Постановления Правительства РФ "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда, поскольку введение таких ограничительных условий, нарушает конституционные права граждан, работающих в сфере образования на получение пенсии и не отвечает принципам социальной справедливости.
Иные доводы апелляционных жалоб, также являются необоснованными и не опровергают выводов суда.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 27 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда, без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Верно:
Судья Волгоградского
Областного суда А.В. Марчуков
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.