Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Жабиной Н.А.,
судей Козловской Е.В., Торшиной С.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" к администрации Иловлинского муниципального района "адрес", садоводческо-огородническому некоммерческому товариществу " " ... "" о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района "адрес"
на решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района "адрес" возложена обязанность в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения "адрес" питьевой водой надлежащего качества, в том числе определить гарантирующую организацию, осуществляющую водоснабжение на территории сельского поселения, утвердить схему водоснабжения на территории сельского поселения.
На садоводческо-огородническое некоммерческое товарищество " " ... "" возложена обязанность в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить население "адрес" питьевой водой надлежащего качества.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения представителя администрации Иловлинского муниципального района "адрес" - Чупина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Роспотребнадзора - Ключиковой Е.И., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по "адрес" (далее Управление Роспотребнадзора по "адрес") обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района "адрес", СОНТ " " ... "" о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В обоснование заявленных требований указал, что Управлением Роспотребнадзора по "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка СОНТ " " ... "", эксплуатирующей объекты водоснабжения в "адрес".
В ходе проверки было установлено, что качество питьевой воды, отобранной в точках разводящей сети и подаваемой потребителям "адрес" не соответствует установленным гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: общее микробное число составило: водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 70 КОЕ/1 мл; водозаборная колонка, "адрес" - 90 КОЕ/ 1 мл; водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 80 КОЕ/1 мл; водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 70 КОЕ/1 мл при норме "не более 50 КОЕ/1 мл".
Таким образом, СОНТ " " ... "" не обеспечило соответствие качества подаваемой населению питьевой воды требований п.п. 3.1, 3.2, 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения". По факту выявленных юридическое лицо СОНТ " " ... "" привлечено к административной ответственности.
При этом, органом местного самоуправления администрацией Иловлинского муниципального района "адрес" не исполняется обязанность по организации водоснабжения в границах территории сельского поселения.
Просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района "адрес" в установленный судом срок обеспечить организацию водоснабжения населения "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями), в том числе определить организацию, осуществляющую водоснабжение на территории сельского поселения (гарантирующую организацию), утвердить схему водоснабжения на территории сельского поселения; обязать СОНТ " " ... "" в установленный срок обеспечить население "адрес" питьевой водой надлежащего качества (в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями).
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района "адрес" оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит его отменить в части возложения на администрацию Иловлинского муниципального района "адрес" обязанности по обеспечению организации питьевого водоснабжения и принять по делу новое решение, которым в указанной части исковых требований отказать.
В соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно п. 1 ст. 6 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе:
-организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
-определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
-утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
Как следует из ч. 1.1. Закона N 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 23 Закона N 416-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В силу приведенных выше норм органы местного самоуправления обязаны обеспечить организацию питьевого водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, в том числе определить организацию, осуществляющую водоснабжение и утвердить схему водоснабжения на территории сельского поселения.
Судом первой инстанции установлено, что СОНТ " " ... "" является некоммерческой организацией, учреждённой гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества, предметом деятельности которой является, в том числе, организация обеспечения коммунальными услугами водоснабжения, водоотведения членов товарищества.
В соответствии с договором N " ... " о передаче в безвозмездное пользование имущества, являющегося муниципальной собственностью "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, водопровод, артезианская скважина, водонапорные башни, расположенные в "адрес" переданы в безвозмездное пользование СОНТ " " ... "".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении СОНТ " " ... "", проведённой Управлением Роспотребнадзора по "адрес" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что качество питьевой воды, отобранной в точках разводящей сети и подаваемой потребителям "адрес" не соответствует установленным гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям: общее микробное число составило: водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 70 КОЕ/1 мл; водозаборная колонка, "адрес" - 90 КОЕ/ 1 мл; водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 80 КОЕ/1 мл; водопроводный кран на территории индивидуального домовладения, "адрес" - 70 КОЕ/1 мл при норме "не более 50 КОЕ/1 мл".
На основании данных проверки, по факту несоответствия проб питьевой воды требованиям санитарного законодательства административным органом в отношении СОНТ " " ... "" составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об административном правонарушении по статье 6.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола и других материалов дела административным органом вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", которым СОНТ " " ... "" привлечено к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 18 ФЗ Закона N 52-ФЗ, водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
При этом, из содержания ст. 19 Закона N 52-ФЗ следует, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1), а население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (пункт 3).
Пунктом 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых Приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168, предусмотрено, что водоводы и водопроводная сеть должны обеспечивать бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, отвечающей по качеству требованиям стандарта.
Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населённых мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарные правила применяются, в том числе, в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.
Из п.п. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется её соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, безвредность питьевой воды по химическому составу определяется её соответствием установленным нормативам.
На основании изложенного, установив, что органом местного самоуправления - администрацией "адрес" не исполняется обязанность по организации водоснабжения в границах территории сельского поселения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности исковых требований о понуждении к устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация "адрес" является не надлежащим ответчиком, со ссылкой на соглашение о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения в сфере ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией и администрацией "адрес" в соответствии с которым сельское поселение принимает к исполнению полномочия "адрес", предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 14 131-ФЗ, в части обеспечения в границах "адрес" электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, не могут служить основанием для отмены постановленного решения суда, поскольку срок действия настоящего соглашения - с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после принятия судом решения.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Е.В. Козловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.