Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Верюлина А.В., Елиной Т.А.,
при секретаре Епитифоровой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2016 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Лямановой Е.В. на решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ямашева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения N243365/15 от 25 сентября 2015 г., в части отказа включения в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в льготном исчислении и о назначении досрочной страховой пенсий по старости с момента обращения.
В обоснование требований указала, что 14 сентября 2015 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью. Решением пенсионного органа N243365/15 от 25 сентября 2015 г. в назначении досрочной страховой пенсии ей отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа работы - 30 лет. По мнению ответчика, продолжительность ее специального стажа составляет 29 лет 1 месяц 25 дней. При этом в специальный стаж не включен период работы в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи "данные изъяты" с "дата". по "дата"; период нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата". и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" в льготном исчислении.
Просила суд признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия 243365/15 от 25 сентября 2015 г., в части отказа во включении в ее специальный стаж периода работы в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи "данные изъяты" с "дата" по "дата", включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" в календарном исчислении и возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж вышеуказанные периоды работы. Назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с "дата"
В процессе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, указав, что ответчиком ей было вручено письменное изменение в решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия N243365/15 от 14 октября 2015 г., из которого следует, что ее стаж на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии составляет 28 лет 6 месяцев 10 дней, а не 29 лет 1 месяц 25 дней, как было указано ранее. В связи с этим просила признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия 243365/15 от 25 сентября 2015 г., с учетом внесенных в него изменений от 14 октября 2015 г.
Решением Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2015 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Ляманова Е.В. просит решение отменить, ссылаясь на незаконность, указывает, что период работы истицы в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи не может быть учтен при льготном исчислении пенсии, так как не имеется подтверждений о том, что в данный период истица осуществляла врачебную деятельность; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком могут учитываться только в календарном исчислении (л.д. 103-106).
В возражениях Ямашева О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 110 - 113).
В судебном заседании Ямашева О.А. относительно доводов апелляционной жалобы возражала.
В судебное заседание исполняющим обязанности начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Павловой Л.Н. представлено заявление, с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя ответчика.
Заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы (пункт 1). В случае, если обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части (пункт 2).
Согласно материалам дела, 14 сентября 2015 г. Ямашева О.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном, районе Республики Мордовия N 243365/15 от 25 сентября 2015 г. истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с лечебной деятельностью отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Требуется не менее 30 лет, имеется 29 лет 1 месяц 25 дней (л.д. 4).
В специальный стаж истицы не зачтен период работы в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи "данные изъяты" с "дата" по "дата", ввиду отсутствия в первичных документах дополнения - наименование врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с "дата" по "дата" и нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" засчитаны в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку в льготном порядке могут исчисляться только периоды работы, то есть непосредственное осуществление лечебной деятельности.
14 октября 2015 г. начальником ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципального района Республики Мордовия в решение N243365/15 от 25 сентября 2015 г. внесены изменения, в части исчисления специального стажа. Указано, что специальный стаж Ямашевой О.А. на дату обращения составляет 28 лет 6 месяцев 10 дней (л.д. 31).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным. При этом суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Довод жалобы о том, что период работы истицы в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи "данные изъяты" с "дата" по "дата" не может быть учтен в льготном исчислении пенсии, так как не имеется подтверждений о том, что в данный период истица осуществляла врачебную деятельность, является несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрена работа в должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов), по осуществлению лечебной деятельности в больницах всех наименований.
По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровы населения.
Разделом "Наименование должностей" данного Списка были поименованы врачи: врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, пунктом 1 раздела "Наименование учреждений" поименованы больницы: центральная (городская, окружная, районная).
Исходя из Положения об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (приложение "N" к Приказу Минздрава РФ от "дата" "N"), отделение скорой медицинской помощи является структурным подразделением центральной районной больницы.
Суд на основании представленных доказательств установил, что ФИО3, находясь на должности заведующего отделением, осуществляла лечебную деятельность.
Данный факт подтверждается следующими доказательствами.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Как следует из трудовой книжки АТ-П "N", заполненной "дата" на имя Ямашевой (Пугаевой) О.А., "дата" она принята на должность врача-интерна больницы скорой помощи "данные изъяты"; "дата" освобождена от занимаемой должности в связи с окончанием интернатуры и направлена в распоряжение скорой медпомощи "данные изъяты"; "дата" принята врачом "данные изъяты" станции скорой медицинской помощи "данные изъяты"; "дата" уволена по ст. 31 КЗоТ РФ (собственное желание) по окончании декретного отпуска; "дата" принята на должность врача линейной бригады станции скорой медицинской помощи "данные изъяты"; "дата" переведена на должность старшего врача смены скорой и неотложной помощи; "дата" уволена в порядке служебного перевода ст. 35 п.4 Трудового кодекса РБ по согласованию нанимателей; "дата" зачислена по совместительству до 0,25 ставки врача выездной бригады станции скорой медицинской помощи "данные изъяты"; "дата" уволена с работы по совместительству 0,25 ст. врача выездной бригады, в связи с переводом на другое место работы; "дата" принята переводом врачом станции скорой медицинской помощи "данные изъяты" (приказ "N" от "дата"); "дата" переведена на должность заведующей отделением - врач скорой медицинской помощи (приказ "N" от "дата"); "дата" переведена на должность врача скорой медицинской помощи в отделение скорой медицинской помощи (приказ "N" от "дата"), работает по настоящее время (л.д. 9-21).
Из справки, уточняющей характер выполняемой работы N907 от 29 июня 2015 г., выданной Главным врачом ГБУЗ "данные изъяты"" ФИО6, следует, что Ямашева О.А. работала в должности заведующей отделением скорой медицинской помощи - врача скорой медицинской помощи с "дата" (л.д. 57-58).
Из книги приказов видно, что Ямашева О.А. с "дата" по "дата" врач скорой медицинской помощи переведена на должность заведующей отделением с "дата" - врача скорой медицинской помощи (л.д. 30).
По тарификационным спискам за период с 2001 г. Ямашева О.А. значится в должности врача скорой медицинской помощи, заведующей отделением на 1,00 ст.
Указанные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в спорные периоды работы Ямашева О.А. не занималась лечебной деятельностью являются несостоятельными, поскольку опровергаются установленными судом доказательствами.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись бесспорные правовые основания для удовлетворения требований истицы в данной части.
Разрешая вопрос о включении в подсчет специального стажа в льготном исчислении периода нахождения в отпуске по беременности, родам и отпуске по уходу за ребенком, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований.
Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 516 периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что с учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 04 ноября 2002 г., период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в подсчет специального стажа периодов нахождения истца в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении судебная коллегия находит несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы сводятся к повторению позиции, изложенной представителем пенсионного органа в суде первой инстанции и несогласию с применением норм материального права.
Всем доводам ответчика в решении дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 02 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия Лямановой Е.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.В. Верюлин
Т.А. Елина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.