Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО9. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратилась в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка путём проведения аукциона.
В обоснование своих требований указала, что 30 марта 2015 г. обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о формировании земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м для размещения объекта торговли.
По итогам рассмотрения вышеуказанного заявления на основании постановления администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 10 июня 2015 г. N 742 был сформирован и поставлен на кадастровый учёт земельный участок с кадастровым номером "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли.
22 июня 2015 г. она обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Письмом от 05 октября 2015 г. N 855 ей было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду на основании того, что испрашиваемый земельный участок ограничивает доступ к смежному земельному участку с мест общего пользования.
Считает данный отказ незаконным, нарушающим её права, свободы и законные интересы.
В связи с этим просила признать незаконным бездействие администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в отказе предоставить в аренду земельный участок, и обязать её предоставить в аренду на торгах земельный участок с кадастровым номером "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с разрешенным использованием: для размещения объектов торговли (л.д. 1-3).
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2015 г. в удовлетворении требований отказано (л.д. 37-40).
В апелляционной жалобе административный истец ФИО11 просила решение суда отменить, ссылаясь на то, что у административного ответчика отсутствовали предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для отказа в предоставлении спорного земельного участка в аренду путём проведения аукциона (л.д. 46-47).
В судебном заседании административный истец ФИО12 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия ФИО13. возразил относительно апелляционной жалобы.
В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО14 также возразил относительно апелляционной жалобы.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, что 30 марта 2015 г. ФИО15 обратилась в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о формировании земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м для размещения объекта торговли.
Письмом администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 07 мая 2015 г. N 229 ФИО16 предложено провести работы по формированию земельного участка.
Постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 10 июня 2015 г. N 742 был сформирован для постановки на кадастровый учёт земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, для размещения объекта торговли, местоположение участка установлено относительно ориентира, расположенного за границами участка. Земельный участок находится примерно в 1 м по направлению на юг от ориентира. Почтовый адрес ориентира: Республика "адрес". Категория земель - земли населённых пунктов. Данным постановлением также утверждена схема расположения этого земельного участка.
19 июня 2015 г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт под кадастровым номером "N".
Письмом администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 31 августа 2015 г. N 765 ФИО17 было сообщено о том, что удовлетворить её заявление в настоящее время не представляется возможным, поскольку поступила жалоба от землепользователя смежного земельного участка об ограничении доступа на его участок, проводится проверка.
Письмом администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 05 октября 2015 г. N 855 ФИО18 отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду, так как он ограничивает доступ к смежному земельному участку с мест общего пользования.
22 апреля 2015 г. за ФИО19. было зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером "N", категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь "данные изъяты" кв.м, на адрес (местонахождение) объекта: Республика "адрес".
Постановлением администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 27 июля 2015 г. N 924 был утверждён градостроительный план земельного участка с кадастровым номером "N", который предусматривает проезд к земельному участку, расположенному по адресу: "адрес".
04 сентября 2015 г. ФИО20. получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оснований для заключения с ФИО21. договора аренды земельного участка без проведения торгов в соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не имеется, а также предоставление земельного участка с кадастровым номером "N" ФИО22 в аренду существенно нарушает права собственника смежного земельного участка ФИО23., так как ограничивает доступ к земельному участку от мест общего пользования.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона и не соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статья 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу пункта 4 данной статьи проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.
В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.
Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утверждённой в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учёта земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
В соответствии с пунктом 8 данной статьи земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:
1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости";
2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;
10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;
11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;
12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;
13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;
16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, по смыслу указанных правовых норм лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка в аренду путём проведения аукциона, обеспечивает образование этого земельного участка, и после его в образования данному лицу может быть отказано в проведении аукциона только по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 05 октября 2015 г. N 855, которым ФИО24 отказано в предоставлении спорного земельного участка в аренду путём аукциона, не содержит указания на основание, установленное пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное в письме основание для отказа, а именно ограничение в доступе к смежному земельному участку от мест общего пользования, не предусмотрено пунктом 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в проведении аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка не основан на требованиях закона.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что вновь образованный участок ограничивает доступ к смежному земельному участку от мест общего пользования, необоснован.
Земельный участок, в предоставлении которого была заинтересована ФИО25 был сформирован администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия 10 июня 2015 г., а кадастровый план смежного земельного участка, предусматривающий проезд по вновь образованному участку, был утверждён также администрацией Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, но только 27 июля 2015 г.
Следовательно, на момент образования спорного земельного участка для пользования смежным земельным участком какие-либо препятствия, связанные с расположением спорного земельного участка, отсутствовали.
Более того, использование смежного земельного участка при наличии вновь образованного земельного участка возможно путём установления сервитута (права ограниченного пользования земельным участком) в соответствии с положениями статей 23 и 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, а решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
На основании этого с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию подтверждённые чеком от 06 ноября 2015 г. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 ноября 2015 г. отменить, вынести новое решение.
Административный иск ФИО26 к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка путём проведения аукциона удовлетворить.
Признать отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от 05 октября 2015 г. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", путём проведения аукциона незаконным.
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, с кадастровым номером "N", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу ФИО27 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты") рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П. Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.