Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
Судьи-председательствующего
Екония Г.К.
судей
Михеева О.С.
Тамарова Ю.П.
при секретаре
Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе административного истца Слесаревой М.В. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 15 октября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Михеева О.С., судебная коллегия
установила:
Слесарева М.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о понуждении предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение - двухкомнатную квартиру в черте г. Саранска Республики Мордовия, общей площадью не менее 33,8 кв.м.
В обосновании исковых требований Слесарева М.В. указала, что согласно Типовому договору социального найма жилого помещения "N" от 01 июня 2010 г. и Дополнительного соглашения от 16 января 2014 г. к Типовому договору, она является нанимателем жилого помещения, состоящего из одной комнаты в однокомнатной квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м., жилой - "данные изъяты" кв.м. Согласно выписки из домовой книги от 18 августа 2015 г. Слесарева М.В. в квартире зарегистрирована одна. На основании заключения межведомственной комиссии от 26 декабря 2011 г. "N" жилой дом "адрес", в составе которого находится занимаемое жилое помещение - "адрес", был признан аварийным и подлежащим сносу. В виду износа жилого дома, дальнейшее проживание в нем стало невозможным и создает угрозу жизни и здоровью.
Полагала, что в соответствии в положением статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, вне очереди, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Уточнив исковые требования Слесарева М.В. просила обязать Администрацию городского округа Саранск предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение - двухкомнатную квартиру в черте г. Саранска Республики Мордовия, общей площадью не менее занимаемой.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 15 октября 2015 г. в удовлетворение исковых требований Слесаревой М.В. было отказано.
Административный истец Слесарева М.В.подала в Верховный Суд Республики Мордовия апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что в соответствии с Республиканской адресной программой "Переселения граждан из аварийного жилого фонда в Республике Мордовия" на 2013-2015 годы", дата окончания переселения из дома, в котором находится занимаемая ей квартира, была определена на 31 декабря 2014 г., а датой сноса дома была определена дата 01 июня 2015 г. Аналогичные сроки были установлены и в муниципальной программе городского округа Саранск. Постановлением Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2015 г. в адресную программу были внесены изменения и принята новая Муниципальная программа "Переселения граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 годы", полагает, что при принятии судом решения об отказе в административном иске судом дано неверное толкование части 2 пункта 2.2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185 "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому не допускается внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, а вывод о том, что спорный дом не находится в критическом состоянии сделан без ссылки на норму закона. Просила отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска (л.д.130-131).
Администрация городского округа Саранск подала возражения на апелляционную жалобу, приведя доводы о том, что эксперт при обследовании дома не пришел к выводу о наличии угрозы обрушения здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций; перенос срока сноса жилого дома обусловлен не решением Администрации городского округа Саранск, а продлением действия программ по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда в рамках действия Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 153-154).
В судебное заседание административный истец Слесарева М.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявление просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Абрамова А.В.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Слесаревой М.В. адвокат Абрамов А.В. апелляционную жалобу поддержал, представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. относительно апелляционной жалобы возразила.
Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Слесарева М.В. с 01 июня 2010 г. зарегистрирована и проживает одна в однокомнатной квартире "адрес", состоящей из одной комнаты, общей площадью "адрес" кв.м., жилой - "адрес" кв.м. Вышеуказанная квартира предоставлена административному истцу на условиях договора социального найма.
Согласно Заключению о признании жилого помещения пригодным (не пригодным) для постоянного проживания "N" от 26 декабря 2011 г. межведомственной комиссии, назначенной распоряжением Главы Администрации г.Саранска от 29 августа 2005 г. "N" жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания, а дом аварийным и подлежащий сносу.
Согласно Постановлению Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. "N" аварийное жилое помещение по адресу: "адрес" было включено в перечень аварийных многоквартирных домов муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что поскольку аварийный дом, расположенный по адресу: "адрес" в соответствии с постановлением Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2015 г. "N" "О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. "N"" был включен в перечень аварийных многоквартирных домов муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилого фонда городского округа Саранск на 2013-2017 г.г.", и доказательств того, что спорный жилой дом находится в критическом состоянии, грозящем обрушением, суду представлено не было, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 г., предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 1 части 2 данной статьи, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1655-О-О, такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (части 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законам нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г. N 1368-О-О).
Из приведенных законоположений правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.
В судебном заседании судебной коллегией установлено, что административный истец на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не состоит, с заявлением о признании малоимущей не обращалась, имеет "данные изъяты" долей индивидуального жилого дома общей площадью "данные изъяты". ( "данные изъяты" жилой площади), расположенного по адресу: "адрес", земельный участок площадью "данные изъяты". для сельскохозяйственного использования ( "адрес", а следовательно, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке, по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о нарушении права административного истца на получение жилого помещения в связи с незаконным переносом сроков переселения, путем изменений в муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы", отклоняется.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (в редакции от 25.12.2012 г. N 270-ФЗ), постановлением Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013г. "N", утверждена муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск, на 2013-2015 годы" - на трехлетний период.
Согласно перечню аварийных многоквартирных домов муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск, на 2013-2015 годы" (Приложение N1), жилой дом по адресу: "адрес" подлежал расселению до 31 декабря 2014 г., а снос дома - до 01 июня 2015 г.
В соответствии с принятыми изменениями в Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 23 февраля 2013 г. N240-ФЗ региональные адресные программы подлежали утверждению на период до 01 сентября 2017 г. Данным законом статья 16 была дополнена частью 2.2, не допускающей внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с принятым изменением в названный закон, постановлением Администрации городского округа Саранск от 07 сентября 2015 года "N" в постановление Администрации городского округа Саранск от 20 июня 2013 г. "N", утвердившим муниципальную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы" были приняты изменения, согласно которым сроки реализации программы были определены на 2013-2017 годы с изложением "Приложений" в новой редакции.
Согласно вновь принятому Приложению жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими переселению, жилой дом по адресу: "адрес" подлежит расселению до 2 квартала 2017 г., а снос дома - до 3 квартала 2017 г.
Продлевая срок деятельности Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства до 01 января 2018 г. и увеличивая срок обязательств субъектов Российской Федерации по переселению граждан из всего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 г., до 01 сентября 2017 г. законодатель исходил из большого объема аварийного жилищного фонда, и увеличением доли софинансирования программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, что не позволит реализовать субъектам Российской Федерации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и до 31 декабря 2015 г. обеспечить переселение граждан из всего аварийного жилищного фонда.
Указанные обстоятельства объективно отразились на финансировании муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда городского округа Саранск на 2013-2015 годы". Согласно представленным сведениям (л.д.112) недофинансирование средств муниципальной адресной программы за счет средств федерального бюджета, средств бюджета Республики Мордовия, средств бюджета городского округа Саранск в 2013 г. составило "данные изъяты", а в 2014 г. - "данные изъяты"
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса, не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 15 октября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Слесаревой М.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Судья-председательствующий
Г.К.Екония
судьи
О.С.Михеев
Ю.П.Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.