ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 03 февраля 2016 г. по делу N3а-9/2016
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Республики Мордовия Назаркиной Инессы Павловны,
при секретаре Крыловой Екатерине Сергеевне,
с участием в деле:
административного истца - открытого акционерного общества "Сарэкс" (далее также - ОАО "Сарэкс"), его представителя Ишина Сергея Александровича,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее также Управления Росреестра по Республике Мордовия), его представителя Спирина Вадима Александровича,
административного ответчика - Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее также - Госкомимущества Республики Мордовия), его представителя Паньковой Юлии Вячеславовны,
заинтересованного лица - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (далее также - ФГБУ "ФКП Росреестра"), его филиала по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 февраля 2016 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по административному иску открытого акционерного общества "Сарэкс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости,
установил:
ОАО "Сарэкс" обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости находящихся в собственности земельных участков, равной их рыночной, и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
В обоснование административного иска указало, что является собственником одиннадцати земельных участков, расположенных по адресу: "данные изъяты", со следующими кадастровыми номерами: "данные изъяты".
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. N42 определена кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельных участков завышена и подлежит пересмотру.
Согласно отчёту об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. "данные изъяты", составленному оценщиком ООО "Институт оценки и консалтинга" С.В.М.., по состоянию на 01 января 2012 г. рыночная стоимость земельных участков:
1) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 15 801 383 руб. 20 коп.;
2) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 1 089 051 руб. 84 коп.;
3) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 645 195 руб. 78 коп.;
4) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 2 139 650 руб. 37 коп.;
5) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 7 843 193 руб. 92 коп.;
6) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 18 341 684 руб. 90 коп.;
7) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 733 941 руб. 27 коп.;
8) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 3 214 518 руб. 24 коп.;
9) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 1 798 866 руб. 04 коп.;
10) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 2 566 723 руб. 20 коп.;
11) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", составляет 5 484 902 руб. 81 "данные изъяты".
Отчёт оценщика имеет положительное экспертное заключение N "данные изъяты" от 20 апреля 2015 г., подготовленное экспертом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков".
15 мая 2015 г. ОАО "Сарэкс" подало в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия (далее также - комиссия) заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков. Решением комиссии от 05 июня 2015 г. заявление отклонено.
Ссылаясь на то, что завышенный размер кадастровой стоимости земельных участков по отношению к их реальной рыночной стоимости влечёт за собой увеличение налоговой базы по земельному налогу, ОАО "Сарэкс" просило суд установить кадастровую стоимость земельных участков:
1) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 15 801 383 руб. 20 коп.;
2) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 1 089 051 руб. 84 коп.;
3) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 645 195 руб. 78 коп.;
4) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 2 139 650 руб. 37 коп.;
5) с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 7 843 193 руб. 92 коп.;
6) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты"., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 18 341 684 руб. 90 коп.;
7) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 733 941 руб. 27 коп.;
8) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 3 214 518 руб. 24 коп.;
9) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 1 798 866 руб. 04 коп.;
10) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 2 566 723 руб. 20 коп.;
11) с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "данные изъяты", равной его рыночной стоимости 5 484 902 руб. 81 коп. и обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству определением судьи от 30 декабря 2015 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечён Госкомимущества Республики Мордовия, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра".
В судебном заседании административный истец ОАО "Сарэкс" через представителя Ишина С.А. административный иск поддержало, просило суд его удовлетворить.
В судебном заседании административные ответчики Управление Росреестра по Республике Мордовия через представителя Спирина В.А. и Госкомимущества Республики Мордовия через представителя Панькову Ю.В. административный иск ОАО "Сарэкс" не признали, просили суд отказать в его удовлетворении, указывая на то, что административный истец не доказал величину рыночной стоимости земельных участков, устанавливаемой в качестве кадастровой, а представленные им отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты", составленный оценщиком ООО "Институт оценки и консалтинга" С.В.М. и положительное экспертное заключение от 20 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства, поскольку они не соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ФГБУ "ФКП Росреестра" не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо было извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило, и отложить разбирательство дела не просило.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривалось, в связи с чем, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного заинтересованного лица.
Рассмотрев дело, суд приходит к выводу о том, что административный иск ОАО "Сарэкс" не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Сарэкс" является собственником одиннадцати земельных участков, расположенных по адресу: "данные изъяты", со следующими кадастровыми номерами: "данные изъяты" (далее по тексту для удобства земельные участки обозначаются под номерами, соответствующими последней цифре в кадастровом номере: N4, N10, N11, N12, N13, N14, N15, N16, N17, N18, N19) что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том 1, л.д. 12,13,14,15,16,17,18,19,20,21, 22).
Приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. N42 определена кадастровая стоимость земельных участков:
N4 - в размере 25 619 711 руб. 58 коп.;
N10 - в размере 1 426 626 руб. 98 коп.;
N11 - в размере 830 560 руб. 14 коп.;
N12 - в размере 3 083 965 руб. 11 коп.;
N13 - в размере 16 326 785 руб. 12 коп.;
N14 - в размере 36 772 331 руб. 59 коп.;
N15 - в размере 1 224 660 руб. 17 коп.;
N16 - в размере 6 160 365 руб. 92 коп.;
N17 - в размере 3 262 482 руб. 59 коп.;
N18 - в размере 5 052 952 руб. 40 коп.;
N19 - в размере 11 037 070 руб. 13 коп.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, утверждённые настоящим приказом, применяются с 01 января 2015 г. (том 2, л.д. 164, 165-167).
Перечень объектов недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которых утверждены приказом Госкомимущества Республики Мордовия от 27 ноября 2014 г. N42, был сформирован 01 января 2012 г. (том 2, л.д. 143).
15 мая 2015 г. ОАО "Сарэкс" подало в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, представив отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты", составленный оценщиком ООО "Институт оценки и консалтинга" С.В.М.., и положительное экспертное заключение от 20 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" М.А.Ю..
Решением комиссии от 05 июня 2015 г. N13/04/2015-4 заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков отклонено (том 2, л.д. 157-161).
Досудебный порядок урегулирования спора, установленный статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" соблюден.
Согласно положениям настоящей статьи результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Исходя из этих законоположений, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, использование которых является платным, затрагивают права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога и указанное лицо вправе оспорить эти результаты в суде в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу третьему части одиннадцатой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчёт составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчёте должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчёта; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; сведения об оценщике или оценщиках, проводивших оценку, в том числе фамилия, имя и (при наличии) отчество, место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; цель оценки; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчёт также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Федеральным стандартом оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 254 (подлежавшим применению на дату составления отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. N15-028), установлено, что отчёт об оценке должен быть составлен в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет; быть предназначен для использования заказчиком оценки и иными заинтересованными лицами (пользователями отчёта об оценке); содержать подтвержденное на основе собранной информации и расчётов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки (пункт 3).
Итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчёта стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке (пункт 6 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 256, (подлежавшим применению на дату составления отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. N15-028).
Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке (пункт 7 ФСО N 1).
Из отчёта от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты" об определении рыночной стоимости земельного участка следует, что оценщиком применен сравнительный подход, использован метод сравнения продаж.
Согласно пункту 14 ФСО N 1 под сравнительным подходом понимается совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
В силу пункта 22 ФСО N 1 сравнительный подход применяется, когда существует достоверная и доступная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения. Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;
б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;
в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
Из отчёта от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты" об оценке следует, что при определении рыночной стоимости оцениваемых земельных участков методом прямого сравнения продаж использовались данные, полученные из средств массовой информации.
Оценщиком выбраны шесть объектов-аналогов, характеристики которых приведены в таблице 12.4: общая площадь, цена предложения, источник информации, улучшения, местоположение, разрешенное использование, наличие коммуникаций.
Оценщиком произведены корректировки на близость к автодороге, на наличие на участках строений и сооружений, на площадь.
Корректировки на условия финансирования, на условия продажи, на дату предложения, возможность скидки к цене предложения, на вид разрешенного использования, на местоположение, на транспортную доступность, наличие инженерных коммуникаций, экономические характеристики не произведены.
Так, оценщик выбрал вид разрешенного использования в качестве одного из элементов сравнения при оценке земельных участков. При этом указал, что различия по виду разрешенного использования между объектом оценки и объектами-аналогами отсутствуют, в связи с чем, корректировка не требуется.
Между тем в таблице сравнения в качестве объекта-аналога приведён земельный участок, обозначенный в таблице 12.4 под номером 7, расположенный по адресу: "данные изъяты", с видом разрешенного использования - под строительство коммерческого объекта.
Данный вид разрешенного использования не тождественен виду разрешенного использования объектов оценки - для размещения производственных помещений.
Анализируя объекты оценки и объекты-аналоги по данному критерию, оценщик исходил из информации о видах разрешенного использования объектов-аналогов, указанной в объявлениях о продаже.
Однако в объявлениях о продаже объектов-аналогов N3, N6 (обозначенные в таблице 12.4 под номерами 6 и 9) вид разрешенного использования предлагаемых к продаже земельного участка не указан (том 1, л.д. 170, 171).
Отсутствие в отчёте об оценке и в материалах, приложенных к нему, сведений о кадастровых номерах объектов-аналогов, свидетельствует о невозможности получить указанную информацию о данных земельных участках из государственного кадастра недвижимости и согласиться с выводом оценщика о сопоставимости объектов оценки и объектов-аналогов, как по данному критерию, так и по иным.
Дата предложений о продаже объектов-аналогов, обозначенных в таблице 12.4 под номерами 5, 7,8,9, в распечатках страниц с сайтов в сети Интернет не обозначена, дата сохранения копий интернет-страниц с объявлением в архиве оценщика в отчёте не указана (доказательства сохранения копий интернет-страниц с объявлением в архиве оценщика в 2011 году в отчёте не приведены), что исключает возможность достоверно установить, действительно ли объекты-аналоги предлагались к продаже в период, предшествующий дате оценки 01 января 2012 г., и каков диапазон этого периода.
Кроме этого, административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия, представив отзыв на административный иск, указал на то, что выбранные оценщиком для сравнения объекты-аналоги не существуют.
В подтверждение своих доводов административный ответчик Управление Росреестра по Республике Мордовия представило в суд распечатку публичной кадастровой карты с сайта портала услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (том 2, л.д. 172 - 177).
Указанные доводы административного ответчика документально подтверждены и административным истцом не опровергнуты.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты" требованиям абзаца третьего пункта 4 ФСО N3, предусматривающим, что информация, приведённая в отчёте об оценке, использованная или полученная в результате расчётов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности), а также требованиям пункта 19 ФСО N1, предусматривающим, что информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчёта об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Принимая во внимание, что нельзя счесть достоверными характеристики объектов-аналогов, использованных для сравнения, следовательно, невозможно сделать выводы относительно правильности проведения корректировок по конкретным элементам сравнения и определения итоговой величины стоимости объектов оценки.
С учетом изложенного представленный административным истцом отчёт от 16 марта 2015 г. N "данные изъяты" не может быть признан надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, а итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчёте, не может быть признана достоверной.
Положительное экспертное заключение от 20 апреля 2015 г. N "данные изъяты", подготовленное экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков" М.А.Ю ... вывода суда о недостоверности данного отчёта не опровергает, поскольку в нарушение требований федеральных стандартов оценки, приведённых в решении суда, положительное заключение не содержит обоснования соблюдения оценщиком требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, достаточности и достоверности использованной информации, обоснованности выводов оценщика при оценке. Давая положительное заключение, эксперт ограничился лишь констатацией мероприятий, выполненных оценщиком, без надлежащей оценки достаточности и обоснованности этих мероприятий.
Экспертом саморегулируемой организации проверка отчёта на подтверждение стоимости объектов оценки не проводилась. Поэтому экспертное заключение достоверность использованной оценщиком информации не подтверждает.
Судом выносился на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о назначении экспертизы, направленной на установление рыночной стоимости земельных участков. О проведении такой экспертизы лица, участвующие в деле, в том числе административный истец, не ходатайствовали.
В соответствии с частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом согласно части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из этих положений, обязанность доказать иную величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, и основание для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Учитывая, что административный истец не представил суду достоверных сведений об иной величине рыночной стоимости земельных участков, иная величина кадастровой стоимости земельных участков не может быть установлена и кадастровая стоимость земельных участков не может быть пересмотрена.
При таких обстоятельствах административный иск ОАО "Сарэкс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 174, 249, 297, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
решил:
отказать в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества "Сарэкс" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на 01 января 2012 г. и возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.П. Назаркина
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.