Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Теплова И.П.,
при секретаре Кустовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Макарышевой В.В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.11.2015, которым удовлетворены исковые требования Макарышевой В.В. частично: признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе от "ДАТА" в части отказа в зачет в страховой, общий трудовой стаж периодов работы: с "ДАТА" по "ДАТА" в фирме "Азия ЛТД", малом предприятии "Азия", с "ДАТА" по "ДАТА" в индивидуальном частной предприятии "Колорит".
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и "адрес" возложена обязанность зачесть указанные периоды работы Макарышевой В.В. в ее страховой, общий трудовой стаж и произвести перерасчет размера страховой пенсии с учетом указанных периодов работы с момента назначения пенсии "ДАТА".
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО2 областного суда ФИО10, судебная коллегия
установила:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе Вологодской области (далее - ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе, пенсионный орган) от "ДАТА" N ... Макарышевой В.В. назначена трудовая пенсия по старости с "ДАТА".
Указанным решением пенсионного органа Макарышевой В.В. отказано в зачете в страховой, общий трудовой стаж периодов работы: с "ДАТА" по "ДАТА" в фирме "Азия ЛТД", в малом предприятии "Азия", в связи с тем, что наименование организации в записи о приеме не совпадает с наименованием организации в записи об увольнении; с "ДАТА" по "ДАТА" в индивидуальном частной предприятии "Колорит", поскольку записи оформлены ненадлежащим образом: в основании внесения записей приказы о приеме и увольнении дописаны.
Оспаривая незаконность решения пенсионного органа, Макарышева В.В. "ДАТА" обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ Российской Федерации в "адрес" и Череповецком районе. С учетом уточнения исковых требований просила суд признать решение пенсионного органа незаконным, обязать ответчика зачесть в ее страховой стаж, общий трудовой стаж периоды работы: с "ДАТА" по "ДАТА" в качестве машинистки в Республиканском опорно-показательном специализированном тресте "Строймеханизация", с "ДАТА" по "ДАТА" на Бетонном заводе в качестве мастера, с "ДАТА" по "ДАТА" в качестве техника в научно-производственном объединении "Силбет" НИПИсиликатобетон, с "ДАТА" по "ДАТА" качестве техника в АО "Сипро", с "ДАТА" по "ДАТА" в фирме "Азия ЛТД", в малом предприятии "Азия", с "ДАТА" по "ДАТА" в индивидуальном частной предприятии "Колорит", обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения с учетом указанных периодов работы.
В обоснование исковых требований указала, что в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения", пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1992 N 1-369-18, Договором между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.2011, ее трудовой стаж на территории Эстонской республики подлежит включению в страховой стаж. Оформление записей в трудовую книжку ненадлежащим образом, невнесение работодателем записей в трудовую книжку об изменении названия организации, не является виной истца, поэтому не может служить основанием для ухудшения её пенсионных прав.
В судебное заседание истец Макарышева В.В. не явилась, ее представитель по доверенности Илатовских Л.В. исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, в представленном отзыве исковые требования не признал, указав, что периоды работы в Эстонии по 10.06.1992 не засчитаны в страховой стаж, но учтены для конвертации (оценке) пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При назначении пенсии применялся Договор между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.2011, по условиям которого истцу была назначена пенсия по старости с учетом ее страхового стажа, приобретенного на территории Российской Федерации.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Макарышева В.В. ставит вопрос об отмене решения суда с принятием нового судебного постановления об удовлетворении исковых требований ввиду его незаконности и необоснованности. Ссылаясь на пункт 3 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 14.07.201, согласно которому страховой и общий трудовой стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся сторон, суммируется, пункт 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1992 N 1-369-18, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.20014 N 2-П, на записи в трудовой книжке, архивные справки работодателей, подтверждающих её страховой стаж в ТПО "Силбет", АО "Сипро", Бетонном заводе, полагает, что период её трудовой деятельности с "ДАТА" по "ДАТА" подлежит включению в страховой стаж.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для вмешательства в состоявшееся судебное решение.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - подпункт 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (пункт 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения были предусмотрены пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
На момент обращения Макарышевой В.В. за назначением трудовой пенсии по старости действуют Положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 (далее - Договор). На территории Российской Федерации данный договор вступил в силу 01.04.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Договора, при назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).
В соответствии со статьей 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 названного Договора.
Согласно пункту 1 статьи 5 Договора при назначении пенсии в соответствии с указанным Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
Пунктом 2 статьи 5 Договора установлено, что если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляется согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (пункт 3 статьи 5 Договора).
В силу пункта 1 статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Таким образом, названный международный Договор в части пенсионного обеспечения базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
Следовательно, в соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории Российской Федерации.
Между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики 06.10.2011 заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5).
В соответствии с формуляром о пенсионном стаже от "ДАТА" период страхового стажа Макарышевой В.В. на территории Эстонской Республики с "ДАТА" по "ДАТА" составляет ... лет.
Судом установлено, что Макарышевой В.В. пенсионным органом назначена трудовая пенсия по старости с учетом имеющегося у нее пенсионного стажа, приобретенного только на территории Российской Федерации. Период ее работы в Эстонии учтен ГУ-УПФ Российской Федерации в г. Череповце и Череповецком районе для конвертации (оценки) пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении требований о включении в страховой стаж истца периодов работы с "ДАТА" по "ДАТА", суд первой инстанции исходил из того, что страхового стажа Макарышевой В.В., приобретенного на территории Российской Федерации, достаточно для назначения пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, приобретенный на территории бывшей ЭССР и Эстонской республики, страховой стаж, определяемый по нормам Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не учитывается.
Судебная коллегия полагает возможным согласится с таким выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам, сделан на основе представленных доказательств, которые надлежащим образом оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и основан на нормах международного права.
Ссылка в апелляционной жалобе на Соглашение стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения" и пункт 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1992 N 1-369-18 является несостоятельной, так как в настоящее время действует Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.20115 страховой и общий трудовой стаж, приобретенный на территории обеих Договаривающихся сторон суммируется, подлежит отклонению, так как основан на неправильном толковании данной нормы.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 20.11.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарышевой В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи А.М. Вахонина
И.П. Теплов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.