Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Теплова И.П.,
при секретаре Вальковой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Белова А.М. на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 18 ноября 2015 года, которым в удовлетворении исковых требований Белова А.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области о включении периодов работы в трудовой стаж отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Белова А.М., судебная коллегия
установила:
Белов А.М. в период с "ДАТА" по "ДАТА" отбывал наказание в ... (условное наименование - ... ) и в период с "ДАТА" по "ДАТА" в ... (условное наименование - ... ), где привлекался у оплачиваемому труду.
На его обращение Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Шекснинском районе Вологодской области (далее - ГУ-УПФ РФ в Шекснинском районе) сообщило о том, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду в общий трудовой стаж для назначения пенсии засчитывается с "ДАТА".
Не согласившись с таким отказом, истец обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в Шекснинском районе, в котором просил возложить на ответчика обязанность засчитать спорные периоды в его страховой стаж.
Определением суда от "ДАТА" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КП-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области.
В судебном заседании истец Белов А.М. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Шекснинском районе по доверенности Зелянин И.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что действующим законодательством периоды привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитываются в трудовой стаж с "ДАТА".
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, КП-23 ФКУ ОИУ ОУХД-4 УФСИН России по Архангельской области в судебное заседание не явился, в возражениях на исковое заявление просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Белов А.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на наличие оснований для включения спорных периодов отбывания наказания в страховой стаж.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в Шекснинском районе просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы возражений на неё, оснований для его отмены не находит.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в периоды отбывания им наказания в местах лишения свободы с "ДАТА" по "ДАТА" и с "ДАТА" по "ДАТА", как имевшие место до "ДАТА", не подлежат включению в общий трудовой (страховой) стаж, с чем судебная коллегия соглашается.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 10 названного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На момент отбывания истцом уголовного наказания условия труда лиц, лишенных свободы, регулировались исправительно-трудовым законодательством РСФСР.
По правилам части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в их трудовой стаж не засчитывалось.
Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1 "О внесении изменений, дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" внесены изменения в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которым время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало засчитываться в общий трудовой стаж.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2989-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года N 2988-1 "О внесении изменений и дополнений в ИТК РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" принятая этим Законом в новой редакции часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу с 01 сентября 1992 года. Обратной силы данная норма не имеет.
В связи с внесением изменения в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1-94-У была принята Инструкция "О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж", в пункте 1.1 которой также указано, что положение части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу только с 01 сентября 1992 года.
После внесения изменений в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определенном названной Инструкцией, с 01 сентября 1992 года.
Принимая во внимание, что истец отбывал наказание в виде лишения свободы до 01 сентября 1992 года, а согласно ранее действующему законодательству время отбывания наказания в виде лишения свободы в общий и непрерывный трудовой стаж осужденного не могло засчитываться, независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование, вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для включения спорных периодов работы Белова А.М. в местах лишения свободы в его страховой стаж для назначения пенсии является обоснованным.
Установив, что права истца пенсионным органом не нарушены, суд обоснованно отклонил исковые требования в полном объеме.
Доводы Белова А.М. в апелляционной жалобе основаны на ошибочном истолковании норм материального права, а потому не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 18 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Белова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.