Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Сотникова И.А.
при секретаре Журавлёвой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Устюженского района Яковлева Р.А. на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 27 ноября 2015 года, которым иск прокурора Устюженского района Вологодской области в интересах несовершеннолетних к муниципальному образовательному учреждению "Маловосновская основная общеобразовательная школа", управлению образования администрации Устюженского муниципального района, администрации Устюженского муниципального района об обязании установить системы видеонаблюдения оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Сотникова И.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
установила:
прокурор Устюженского района обратился в суд с иском в защиту интересов несовершеннолетних к муниципальному образовательному учреждению "Маловосновская основная общеобразовательная школа" о возложении обязанности в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения в здании школы, расположенной по адресу: "адрес"
В обоснование требований указал, что в ходе проверки состояния безопасности и антитеррористической устойчивости в указанном образовательном учреждении выявлены нарушения закона, выразившиеся в отсутствии системы видеонаблюдения, что создаёт угрозу антитеррористической безопасности, нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц и работающих в учреждении лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время пребывания в школе.
В судебном заседании заместитель прокурора Устюженского района Яковлев Р.А. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика МОУ "Маловосновская основная общеобразовательная школа" Кругликова Т.А. иск не признала, указала, что лимит денежных средств на 2015 год исчерпан, а на 2016 год не утверждён. В акте приёмки школы на 2015 - 2016-й учебный год прокурором не было указано требование об установке системы видеонаблюдения.
Представитель ответчика администрации Устюженского муниципального района по доверенности Устинов А.Б. иск не признал, пояснил, что управление образования администрации района не является органом местного самоуправления и не наделено полномочиями по решению вопросов местного значения. Полагал, что обязательность установки систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях не предусмотрена законом; выполнение заявленных прокурором требований потребует значительных затрат бюджетных средств.
Представитель ответчика управления образования администрации Устюженского муниципального района в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в возражениях требования прокурора не признал, полагал их не основанными на законе. Указал, что эксплуатация здания школы без системы видеонаблюдения не нарушает установленные требования, права обучающихся и работников школы. При этом принимаются достаточные и эффективные меры по обеспечению безопасности и противодействию терроризму.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Устюженского района Яковлев Р.А. ставит вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового судебного постановления об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, приводя в обоснование прежние доводы.
В возражениях на апелляционное представление глава администрации Устюженского муниципального района Макаров М.Б., начальник управления образования администрации Устюженского муниципального района Степанова С.А. и директор МОУ "Маловосновская основная общеобразовательная школа" Кругликова Т.А. просят решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционного представления, возражений на него, полагает решение подлежащим отмене ввиду нарушения норм материального права.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Разрешая исковые требования прокурора и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что действующим федеральным законодательством на образовательные учреждения не возложена обязанность по установке систем видеонаблюдения.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
Исходя из положений Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищённости является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищённости учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, здание МОУ "Маловосновская основная общеобразовательная школа" по адресу: "адрес" не оснащено системой видеонаблюдения.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Из содержания приведённых норм права следует, что на образовательную организацию, как объект с массовым пребыванием людей, возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости и антитеррористической защищённости является обязанностью также и органов местного самоуправления.
В силу пункта 7.1 статьи 14, пункта 6.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время МОУ "Маловосновская основная общеобразовательная школа" такой системой не оснащено, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся и работников учреждения, поскольку не обеспечена надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Как следует из материалов дела, управление образования администрации Устюженского муниципального района не является органом местного самоуправления, не наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, в связи с чем обязанность по оснащению здания школы системой видеонаблюдения подлежит возложению на учебное заведение и администрацию района.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Устюженского районного суда Вологодской области от 27 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Устюженского района удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образовательное учреждение "Маловосновская основная общеобразовательная школа" и администрацию Устюженского муниципального района Вологодской области в срок до "ДАТА" оснастить здание школы, расположенной по адресу: "адрес" системой видеонаблюдения.
В удовлетворении исковых требований к управлению образования администрации Устюженского муниципального района - отказать.
Председательствующий Г.А. Охапкина
Судьи: О.В. Жидкова
И.А. Сотников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.