Судья Тульского областного суда Щербакова Н.В.,
при секретаре Жучковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Колбасовой В.Н. на постановление дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области в отношении Колбасовой В.Н. вынесено постановление N об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Колбасова В.Н. обратилась с жалобой в Щекинский районный суд Тульской области.
Решением судьи Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Колбасовой В.Н. по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ изменено в части назначенного наказания, размер наказания в виде административного штрафа снижен до "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, Колбасова В.Н. просит постановление дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения Колбасовой В.Н. и ее защитника Колбасовой В.Н., судья, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Частью 2 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности совершенные в условиях особого противопожарного режима в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
В соответствии с п.9 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", под пожарной безопасностью понимают состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Дознаватель ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области и судья районного суда пришли к выводу, что в действиях (бездействиях) должностного лица Колбасовой В.Н. установлены нарушения требований пожарной безопасности совершенные в условиях особого противопожарного режима, а именно: являясь ответственным за осуществление контроля за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов на территории "адрес", Колбасова В.Н. допустила устройство на земельном участке, расположенном по адресу: "адрес", несанкционированной свалки горючих отходов.
Оценив содержание должностной инструкции "данные изъяты", дознаватель ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области и судья районного суда пришли к выводу, что Колбасова В.Н. является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Судья находит указанный вывод дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области и судьи районного суда не основанным на законе.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение данных обстоятельств имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае административное наказание назначено Колбасовой В.Н. в соответствии с санкцией ч.2 ст.20.4 КоАП РФ как должностному лицу.Согласно примечания к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу п.2.2 должностной инструкции инспектора по жизнеобеспечению и ЖКХ администрации МО Волчье-Дубравское Тепло-Огаревского района на Колбасову В.Н. возложена обязанность осуществлять контроль за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов на подведомственной территории.
Как следует из положений ст.2.4 КоАП РФ, что для привлечения к административной ответственности в качестве должностного лица, субъект должен выполнять в организации организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Под организационно-распорядительными функциями понимают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
В качестве административно-хозяйственных функций рассматривают полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием.
Сопоставляя положения трудового договора и должностной инструкции "данные изъяты" с правовым смыслом, вложенным в понятие функций представителя власти, организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, суд находит, что обязанность Колбасовой В.Н. по осуществлению контроля за организацией сбора и вывоза твердых бытовых отходов на подведомственной территории, не обладает признаками указанных категорий. Изложенное не позволяет отнести Колбасову В.Н. к категории должностных лиц, что исключает ее из субъектов, которые могут нести административную ответственность по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
При таких обстоятельствах постановление дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Колбасовой В.Н., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием в действиях Колбасовой В.Н. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление дознавателя ОНД по Щекинскому и Тепло-Огаревскому районам Тульской области N от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Щекинского районного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ в отношении Колбасовой Валентины Николаевны прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.