Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего: Поповой Э.Н.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Сайдуллиной М.Р.,
рассмотрела в судебном заседании 17 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Левченко Б.Д. на решение Центрального районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"В удовлетворении требований Левченко Б. Д. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
установила:
Левченко Б.Д. обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области (далее - УМСТР по г. Омску), МЧС России об оспаривании отказа в выдаче удостоверения единого образца, возложении обязанности, ссылаясь на то, что в период с " ... " годы он проживал в " ... " Семипалатинской области Республики Казахстан, который законодательством данной страны включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и считается расположенным в зоне максимального радиационного риска. В период с " ... " он проживал в " ... ", расположенном в зоне повышенного радиационного риска.
В Республике Казахстан ему были выданы соответствующие удостоверение и справка. В дальнейшем он переехал в Российскую Федерацию и обратился в отдел " ... " АО УМСТР по г. Омску о выдаче ему удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако письмом от " ... " в выдаче удостоверения ему было отказано.
Считает данный отказ незаконным, поскольку, несмотря на то, что распоряжением Правительства РФ N " ... " от " ... " " ... " Семипалатинской области не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период с 1949-1963 годы, между тем его право на соответствующие льготы подтверждено удостоверением, выданном в Республике Казахстан.
С учетом уточнения заявленных требований просил признать отказ в выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне незаконным; обязать отдел Кировского административного округа УМСТР по г. Омску включить его в реестр учета таких граждан, и обязать того же ответчика выдать ему указанное удостоверение единого образца.
Левченко Б.Д. в судебном заседании участия не принимал. Его представитель Никитин А.В. требования поддержал.
В судебном заседании представитель УМТСР по г. Омску Савченко В.В. заявленные требования не признал.
Представитель МЧС России Агафонов И.В. в судебном заседании возражал против иска, пояснил, что населенный пункт, в котором проживал истец, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Международных договоров между Россией и республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется.
Представитель Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Левченко Б.Д. - Никитин А.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, приведённые в исковом заявлении: несмотря на отсутствие " ... " Семипалатинской области в перечне населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период с 1949-1963 годы, между тем его право на соответствующие льготы подтверждено соответствующим удостоверением, выданном в Республике Казахстан. В настоящее время невозможно установить географическое положение " ... ", вероятно именно поэтому данное село не включено в названный перечень, несмотря на, что весь " ... " в перечень включен. В силу Соглашения о сотрудничестве в области охраны здоровья, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам документы, которые на территории одной их договаривающихся сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территории других договаривающихся сторон доказательственной силой официальных документов.
В возражениях на апелляционную жалобу УМТСР по г. Омску просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В судебное заседание истец и его представитель не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления Министерства труда и социального развития Омской области Савченко В.В., представителя ГУ МЧС России по Омской области Агафонова И.В., согласившихся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Левченко Б.Д. в период с " ... " годы проживал в " ... " Республики Казахстан.
Согласно справке НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан от " ... ", Левченко Б.Д. в период с " ... " годы проживал в " ... " Республики Казахстан, с " ... " годы - в " ... " Республики Казахстан. Учитывая радиологический маршрут его проживания в зонах максимального и повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Левченко Б.Д. составляет " ... " сЗв (л.д. " ... ")
В соответствии с законодательством Республики Казахстан, а именно: Закона Республики Казахстан от " ... " "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", Левченко Б.Д. был признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний, и ему было выдано соответствующее удостоверение, согласно которому он имел право на льготы, установленные для граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний (л.д. " ... ").
После переезда в Российскую Федерацию Левченко Б.Д. обратился с заявлением в отдел " ... " АО УМСТР по г. Омску о выдаче ему удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представив в подтверждение своих прав, в том числе: копию удостоверений, подтверждающих право на льготы пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне на основании Закона Республики Казахстан от " ... ", выданные соответствующим органом Республики Казахстан; справку НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан.
Письмом отдела " ... " АО УМСТР по г. Омску от " ... " Левченко Б.Д. отказано в выдаче удостоверения единого образца в связи с тем, что населённый пункт, в котором он проживал - " ... " Республики Казахстан, отсутствует в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от " ... " N " ... " (л.д. " ... ").
Считая данный отказ незаконным, Левченко Б.Д. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные Левченко Б.Д. требования, суд правильно применил положения действующего в Российской Федерации законодательства и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Меры социальной поддержки гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2004 N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в Перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о получении суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, предусмотрен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 N 356-р. В указанном Перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949 и 07.08.1962.
Организация, осуществляющая расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 3 Правил).
На основании государственного контракта 18.06.2012 N N " ... ", заключенного МЧС России в рамках реализации Федеральной целевой программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N " ... ", функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдачи соответствующих заключений возложены на краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" " ... ".
Таким образом, обязательными условиями для признания за гражданином права на получение удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и в связи с этим предоставление мер социальной поддержки являются: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), подтвержденной заключением краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем".
" ... " Республики Казахстан не входит в утвержденный распоряжением Правительства РФ от " ... " N " ... "-р Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что населенный пункт, в котором проживал истец, в Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, отсутствует, а также не имеется заключения краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" о наличии у истца суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр), обязательные условия для отнесения Левченко Б.Д. к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не соблюдены.
Представленная истцом справка, выданная НИИ радиационной медицины и экологии Министерства Республики Казахстан, не может свидетельствовать о наличии у него суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от " ... " "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
Вместе с тем, предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N " ... " утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об "Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", вступившие в действие с " ... ".
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
Согласно п. 1.2 Методических указаний установленные в результате адресного применения настоящих МУ оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Доказательств, полученных в установленном действующим на территории РФ порядке, подтверждающих факт получения истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний, Левченко Б.Д. не представлены.
Ходатайство о назначении соответствующей экспертизы истцом заявлено не было. Право на заявление ходатайства судом разъяснялось.
Выданное в соответствии с Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне не свидетельствует о наличии у Левченко Б.Д. права на получение соответствующих льгот на территории Российской Федерации, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанной справки и удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
В соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 1 и 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах", ч. 2 ст. 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, касающиеся существа судебного постановления, не могут быть отнесены к основаниям для его изменения или отмены.
Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.