Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Поповой Э.Н.,
судей областного суда Башкатовой Е.Ю., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Сайдуллиной М.Р.,
рассмотрела в судебном заседании 17 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе Бумбера В. В. на решение Центрального районного суда города Омска от 01 декабря 2015 года по иску Бумбера В.В. к ФКУ "Военный комиссариат Омской области" о защите пенсионных прав, которым постановлено:
"В удовлетворении требований Бумбера В. В. отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия
установила:
Бумбер В.В. обратился в суд с иском к ФКУ "Военный комиссариат Омской области" о защите пенсионных прав.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с " ... " по " ... " проходил службу в Вооруженных Силах СССР, затем с " ... " по " ... " в Вооруженных Силах Республики Украина. Приказом Министра обороны Украины N " ... " от " ... " уволен в запас, приказом от " ... " исключен из списков личного состава. В дальнейшем переехал на постоянное место жительства в г. Омск. В связи с переездом ответчиком назначена пенсия за выслугу лет. До " ... " он получал пенсию за выслугу лет с установлением ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания равной 40 %. С " ... " ему произведен перерасчет пенсии, а именно: размер процентной надбавки установлен в размере 25%. В обоснование данного расчета ответчик сослался на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от " ... " N " ... ", и Консультативное заключение N " ... " от " ... " Экономического суда СНГ.
Полагая, что такое решение ответчика не основано на действующем законодательстве, ссылаясь на Конституцию РФ, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", просил признать незаконными действия Военного комиссариата Омской области, связанные с перерасчетом выслуги лет для определения процентной надбавки за выслугу лет в меньшем размере, и обязать ответчика произвести ему перерасчет пенсии с " ... " с учетом процентной надбавки за выслугу лет 40%, исходя из продолжительности выслуги лет, включая службу в Вооруженных Силах Украины.
В судебном заседании истец Бумбер В.В., его представитель Щербаков Ю.С. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика ФКУ "Военный комиссариат Омской области" Лазарева С.Л. в судебном заседании требования не признала.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Бумбер В.В. просит решение отменить. Суд не принял во внимание, что за все время службы в Вооруженных Силах Украины гражданство Украины не принимал, являлся гражданином Российской Федерации, в связи с чем весь период его службы в Вооруженных Силах Украины подлежит включению в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу лет, поскольку пп. "д" п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, предусматривает, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Бумбера В.В., его представителя Щербакова Ю.С., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Лазареву С.Л., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец Бумбер В.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с " ... " по " ... ".
В послужном списке Бумбера В.В. содержится запись о том, что " ... " он принял присягу на верность народу Украины (л.д. " ... "). Службу в " ... " истец проходил до " ... ".
Приказом министра Украины по личному составу N " ... " от " ... " истец уволен с действительной военной службы в запас (по состоянию здоровья).
Приказом начальника штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций " ... " государственной администрации N " ... " от " ... " Бумбер В.В. исключен из списков личного состава.
С " ... " Бумберу В.В. в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Омск Военным комиссариатом Омской области назначена пенсия с учетом общей выслуги - " ... " с установлением процентной надбавки в размере 40 %.
В августе 2015 года ответчиком выявлено, что в выслугу лет для назначения истцу процентной надбавки ошибочно включен период его военной службы в " ... ", в связи с чем с " ... " произведен перерасчет выслуги лет для определения процентной надбавки: в расчет выслуги лет для назначения данной надбавки взят период военной службы Бумбера В.В. в календарном исчислении с " ... " по " ... " в Вооруженных Силах СССР, то есть " ... " военной службы.
С указанного времени процентная надбавка за выслугу лет по правилам ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлена в размере 25 %.
Отказывая истцу в удовлетворении требований, суд, исходя из установленных обстоятельств дела и положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, пришел к правильному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах Украины не подлежит включению в выслугу лет для исчисления такой надбавки, в связи с чем размер процентной надбавки за выслугу лет истцу правомерно приведен ответчиком в соответствие с требованиями законодательства РФ.
Выводы суда первой инстанции подтверждены материалами дела, основаны на законе и нормах международного права, которые, вопреки доводам апелляционной жалобы, истолкованы и применены судом правильно, в связи с чем оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил СССР, других воинских формированиях СССР и государств - участников СНГ до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию РФ и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав СССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров РФ.
Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).
Соглашением от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (ст. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.
Часть 2 этой же статьи предусматривает, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09 декабря 2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с частью второй статьи 2 Соглашения по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 марта 2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09 декабря 2009 года N 01-1/2-09".
Данное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06 июля 1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства.
Толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Закрепленное в Соглашении от 15 мая 1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Таким образом, выслуга лет Бумберу В.В., как военнослужащему, проходившему службу в другом государстве - участнике Соглашений и избравшему местом жительства РФ, для установления процентной надбавки за выслугу лет определяется по российскому законодательству.
Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.
Порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ и постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21 декабря 2011 года N 1074.
Пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:
а) военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) военная служба в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
г) военная служба граждан РФ до 01 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;
д) военная служба граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичный порядок исчисления выслуги лет для назначения надбавки содержался в Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524.
Судом установлено, что пенсия назначена Бумберу В.В. за выслугу лет с учетом выслуги в Вооруженных силах Украины. При перерасчете процентной надбавки за выслугу лет с " ... " военным комиссариатом Омской области в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 года на основании положений п. 2 Правил исчисления выслуги лет от 21 декабря 2011 года N 1074 из выслуги лет истца правомерно исключен период службы в Вооруженных силах Украины (л.д. " ... ").
При таких обстоятельствах законных оснований для возложения на ответчика обязанности по перерасчету размера пенсии истца, исходя из продолжительности выслуги лет, включая службу в Вооруженных силах Украины, не имеется.
Доводы жалобы о применении к рассматриваемым отношениям пп. "д" п. 2 Правил исчисления выслуги лет судебная коллегия находит необоснованными, поскольку соответствующего международного договора между Российской Федерацией и Республикой Украина относительно зачета периодов военной службы в вооруженных силах данных государств в выслугу лет для назначения надбавки к пенсии не заключалось, а Соглашение от 15 мая 1992 года указанные вопросы не регламентирует.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом при разрешении спора были установлены верно, нормы права, как международного, так и национального, истолкованы и применены правильно. В этой связи оспариваемое решение суда является законным, обоснованным, и оснований к его отмене судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 01 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бумбера В. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.