Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего: Поповой Э.Н.,
судей областного суда: Башкатовой Е.Ю., Синьковской Л.Г.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Картавцева А.М. на решение Октябрьского районного суда г. Омска от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования, заявленные Картавцевым А. М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе г. Омска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия
установила:
Картавцев А.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском административном округе " ... " (далее - ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска) о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что он в период с " ... " по " ... " проходил военную службу по призыву в войсковой части, дислоцировавшейся на Семипалатинском ядерном полигоне. " ... " ему было выдано удостоверение, подтверждающее его непосредственное участие в действиях подразделения особого риска.
Полагая, что его непосредственное участие в подразделении особо риска предоставляет ему право на получение досрочной трудовой пенсии по старости со снижением возраста, " ... " он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска от " ... " ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании на п. 2 ст. 30 Закона РФ N " ... " от " ... " "О Чернобыльской АЭС".
Считает данный отказ незаконным, поскольку Закон РФ N " ... " от " ... " утратил силу. Действие данного закона распространяется на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных Постановлением ВС РФ от " ... " N " ... ". Согласно разъяснениям Минтруда РФ, содержащихся в постановлении от " ... " N " ... ", за гражданами сохранятся ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права гражданами, в том числе, из подразделений особого риска.
Просил признать решение ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска от " ... " незаконным, обязать ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска назначить ему трудовую пенсию досрочно с момента обращения за нею: " ... ".
В судебном заседании Картавцев А.М. заявленные требования поддержал.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска Касьянов Е.Е. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что действующее законодательство, предоставляя различные социальные льготы участникам подразделений особо риска, право на получение трудовой пенсии по старости со снижением возраста не предусматривает.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Картавцев А.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправомерно были проигнорированы нормы Закона РФ N " ... " от " ... " и Постановления ВС РФ от " ... " N " ... ". Наличие у него удостоверения участника действий подразделения особого риска подтверждает его право на меры социальной поддержки, установленные законодательством. Также указывает, что на основании Указа Г. О. области N " ... " от " ... " он признан пострадавшим в результате радиационных катастроф.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. " ... ").
В судебном заседании Картавцев А.М. и его представитель Карбаинова М.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали. Пояснили, что истец, получив " ... " удостоверение единого образца в соответствии с Федеральным законом "О Семипалатинском полигоне" имеет право на меры социальной поддержки в виде снижения пенсионного возраста на " ... " лет.
В судебное заседание представитель ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска не явился, о причинах неявки не сообщил, доказательства уважительности этих причин не представил. Дело рассмотрено в его отсутствие по правилам ст.ст.167,327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
Из материалов дела следует, что Картавцев А.М. в период с " ... " по " ... " проходил военную службу по призыву в САК в составе войсковой части N " ... ", дислоцировавшейся на Семипалатинском ядерном полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с " ... " год и имеет статус участника подразделения особого риска.
Удостоверением серии ОРС N " ... ", выданным " ... ", Картавцеву А.М. установлен статус лица, принимавшего непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованного в п. "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета РФ от " ... " N " ... ".
Инвалидности Картавцев А.М. не имеет.
" ... " Картавцев А.М. обратился в ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омска с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости на основании Постановления ВС РФ от " ... " N " ... " "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Решением ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омск N " ... " " ... " Картавцеву А.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что правовых оснований для снижения пенсионного возраста по указанному основанию не имеется (л.д. " ... ").
Согласно подпункту "д" пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от " ... " N " ... " "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел - непосредственные участники подземных испытаний ядерного оружия, проведения и обеспечения работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ.
Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Российской Федерации от " ... " N " ... " "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федеральным законом от " ... " N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от " ... " N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от " ... " N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Нормами статьи 28.1 Закона Российской Федерации от " ... " N " ... " "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" для граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионный возраст для получения пенсии по старости снижен на 10 лет и составляет 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин.
Вместе с тем из абзаца 3 пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от " ... " N " ... " "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска следует, что лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 настоящего Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14, пунктами 1 - 3 части первой статьи 15, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, пунктом 2 части второй статьи 30, частью первой статьи 40 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, законодателем установлены пределы предоставления гражданам из подразделений особого риска, указанным в подпункте "д" пункта 1 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", льгот и компенсаций. Снижение общеустановленного пенсионного возраста, который установлен в статье 7 Федерального закона от " ... " N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", для назначения пенсии указанным в пункте "д" пункта 1 этого Постановления гражданам в соответствии со статьей 28.1 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не предусмотрено.
В силу приведенных норм права, отказывая в удовлетворении иска Картавцева А.М., суд пришел к правомерному выводу, что, поскольку льгота в назначении трудовой пенсии по старости по достижении возраста " ... " лет, предусмотренная п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействия радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", не распространяется на лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделения особого риска, поименованных в пп. д п. 1 Постановления N " ... ", к категории которых относится истец, Картавцев А.М. не имеет права на снижение пенсионного возраста, в связи с чем, является правильным и вывод суда об отсутствии оснований для отмены решения ГУ - УПФ РФ в Октябрьском АО г. Омск N " ... " " ... ".
Наличие у Картавцева А.М. удостоверения участника действий подразделения особого риска само по себе не подтверждает его право на наличие льготы в назначении трудовой пенсии по старости, поскольку законодательством установлены пределы предоставления льгот и компенсаций гражданам из подразделений особого риска.
Довод истца о том, что пенсионный фонд нарушил его право на получение пенсии в соответствии с положениями п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" является несостоятельным.
Согласно п.11 ч.1 ст.2 Федерального закона от " ... " N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки: в виде назначения пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости.
В соответствии со ст.1 названного Федерального закона порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от " ... " N " ... ", отнесение граждан к категории лиц, определенных ст.1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 г.г. в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Для отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, им необходимо представить по месту жительства в орган, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, документы, перечень которых и порядок их прохождения определяются в соответствии с правилами оформления и выдачи удостоверения единого образца указанным гражданам (п.4). Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п.5).
Обращаясь за назначением пенсии, Картавцев А.М. представил удостоверение участника подразделений особого риска (группа " " ... "") от " ... " и военный билет, из которого следует, что он проходил военную службу в период " ... " г.г. Вышепоименованное удостоверение единого образца им представлено не было.
Учитывая изложенное, суд пришёл к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.