Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Шукеновой М.А., Усовой Е.И.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ,
рассмотрела в судебном заседании 10 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации Омского муниципального района Омской области - ФИО2 на решение Омского районного суда Омской области от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию Омского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке в кадастровом квартале N " ... ", в 3 километрах юго-восточнее здания школы, расположенной по адресу: " ... ", установлены три места твердых бытовых отходов, общей площадью 12 500 кв.м., объемом около 10 200 куб.м. на землях Омского муниципального района Омской области".
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось с иском к администрации Омского муниципального района Омской области о ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов органами местного самоуправления, указав, что " ... " проведена проверка по информации о наличии несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на землях Омского муниципального района Омской области. В ходе обследования территории установлено, что на земельном участке в кадастровом квартале N " ... ", в 3 километрах юго-восточнее здания школы, расположенной по адресу: " ... ", установлены три места твердых бытовых отходов, общей площадью 12 500 кв.м., объемом около 10 200 куб.м. Установлены очаги горящих и тлеющих отходов. Отходы перемешаны с землей, сгуртованы в валы. Имеются места слива жидких бытовых отходов. Земельный участок находится в границах Омского муниципального района Омской области, не сформирован и в государственном кадастре недвижимости не учтен. Администрация Омского муниципального района Омской области ненадлежащим образом исполняет возложенные на нее законом обязанности по очистке территории муниципального района от отходов, что приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Омской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории.
Просили обязать администрацию Омского муниципального района Омской области ликвидировать несанкционированное размещение твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке в кадастровом квартале N " ... ", в 3 километрах юго-восточнее здания школы, расположенной по адресу: " ... ", установлены три места твердых бытовых отходов, общей площадью 12 500 кв.м., объемом около 10 200 куб.м..
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Омского муниципального района Омской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, полагал их незаконными. При этом указал, что земельный участок, на котором расположена свалка, передан на баланс УП " " ... " для организации полигона твердых бытовых отходов, а также на отсутствие денежных средства для ликвидации спорного объекта несанкционированного размещения отходов.
Представитель администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО3 в судебном заседании поддержал позицию Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Омского муниципального района Омской области - ФИО2 просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Возражая против постановленного решения, приводит доводы о несогласии с возложением на администрацию обязанности по ликвидации несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. Полагает, что закрепление за муниципальным районом полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не является безусловным основанием для возложения на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации несанкционированных свалок. Указывает на нарушение принципа самостоятельности бюджетов, закреплённого БК РФ, самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета. При этом настаивает на том, что администрация Омского муниципального района Омской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка в собственности Омского муниципального района Омской области, а также того, что выявленная свалка образовалась вследствие допущенных администрацией нарушений. Ссылаясь на изменения, внесенные в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также иные законы, полагает, что полномочия в области обращения с отходами с 01.01.2016 будут реализоваться совместно органами местного самоуправления и органами власти субъектов Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта будет определен порядок организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Вместе с тем ссылаясь на положения постановления Главы районного самоуправления администрации Омского района N N " ... "-п, которым изъят земельный участок общей площадью 4, 4 га, находящийся в пользовании под свалкой бытовых отходов администрации " ... " в границах земель АО " " ... "" и предоставлен в пользование УП " " ... "", настаивает на том, что размещение твердых бытовых отходов на указанном земельном участке не является несанкционированным. Вопреки указанному обращает внимание на то, что до обращения истца с указанным иском факт несанкционированного вывоза твердых бытовых отходов был установлен представителями администрации и МКУ " " ... "", о чем сообщено в Управление Росприроднадзора по Омской области и Управление Россельхознадзора по Омской области для принятия мер по существу. У администрации отсутствует возможность принятия мер по пресечению незаконного складирования отходов на земельных участках, поскольку в силу действующего законодательства администрация не наделена как правом составлять протоколы об административных правонарушениях, так и рассматривать дела об административных правонарушениях. Администрацией приняты все необходимые меры по пресечению незаконного складирования отходов на указанном земельном участке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу первый заместитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - ФИО4 просит постановленное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменных возражений, заслушав пояснения представителя администрации Омского муниципального района Омской области - ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО5, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву установлен абзацем 1 пункта 2 статьи 51 указанного Закона (в ред. до изменений 29.12.2015).
Из материалов дела следует, что " ... " специалистами Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведена проверка по информации о наличии несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на землях " ... "
В ходе проверки установлено, что на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала с номером N " ... ", в 3 километрах юго-восточнее здания школы, расположенной по адресу: " ... ", установлены три места твердых бытовых отходов и мусора.
Первое место размещения твердых бытовых отходов и мусора площадью около 10 000 кв.м., объем размещенных отходов составляет 7 000 куб.м. Второе место размещения твердых бытовых отходов и мусора зафиксировано на поляне в лесном массиве в 50 метрах юго-западнее первого места размещения твердых бытовых отходов. Площадь размещения отходов около 1 000 кв.м., объем размещенных отходов составляет около 1 500 куб.м. Третье место размещения твердых бытовых отходов и мусора зафиксировано в 30 метрах южнее первого места размещения твердых бытовых отходов. Площадь размещения отходов около 1 500 кв.м., объем размещенных отходов составляет около 1 700 куб.м. Отходы размещены непосредственно на почве. Зафиксированы места слива жидких бытовых отходов. Указанные несанкционированные свалки мусора, отходов производства и потребления расположена в границах земельного участка, расположенного в Омском муниципальном районе Омской области, не сформированного и в государственном кадастре недвижимости не учтенном, о чем составлен соответствующий акт от " ... " с приложением фототаблиц.
Полагая, что действиями администрации Омского муниципального района Омской области нарушаются права неопределенного круга лиц, в связи с угрозой ухудшения экологической обстановки на территории муниципального образования, причинения вреда окружающей среде, истец обратился в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что выявленный факт размещения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов свидетельствует о том, что администрацией Омского муниципального района Омской области не выполняются возложенные законом обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а именно по очистке территории муниципального района от отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. до изменений 29.12.2015) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.18 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. действующей на момент возникновения правоотношений) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В целях организации на территории Омского муниципального района Омской области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов постановлением администрации Омского муниципального района Омской области от " ... " N N " ... " (в ред. до изменений " ... ") принято "Положение об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области", согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К полномочиям администрации Омского муниципального района Омской области в сфере организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся: создание экономических, правовых, социальных условий для осуществления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на территории Омского муниципального района Омской области деятельности по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в том числе обеспечение условий для внедрения систем переработки бытовых и промышленных отходов; разработка и утверждение муниципальных планов и программ в области утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; определение месторасположения объектов размещения бытовых и промышленных отходов; координация деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области; оказание содействия индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в реализации их прав в указанной сфере; решение иных вопросов, связанных с организацией утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области в пределах компетенции администрации Омского муниципального района Омской области (раздел 3 Положения об организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области).
При таких обстоятельствах, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов территорий соответствующих муниципальных районов относится к вопросам органа местного самоуправления муниципального района, в частности - администрации Омского муниципального района Омской области. Применительно к указанному доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Сведений о передаче данных полномочий стороной ответчика не представлено.
Наличие несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в пределах кадастрового квартала с номером N " ... ", в 3 километрах юго-восточнее здания школы, расположенной по адресу: " ... ", подтверждается представленным в материалы дела актом (л.д. 6-7).
Факт наличия несанкционированной свалки на момент проверки, а также в период рассмотрения дела судом ответчиком не оспаривался.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах Омского муниципального района Омской области, не сформирован, в государственном кадастре не учтен, расположен в пределах кадастрового квартала N " ... " (л.д.16,17, 20). К акту прилагается фототаблицы (л.д. 8-15).
Кроме того, согласно письму Главного Управления Лесного хозяйства Омской области N " ... " от " ... " адресованному Главе Омского муниципального района Омской области по факту рассмотрения обращений о свалке твердых бытовых отходов, на участке лесного фонда, вблизи " ... " Омской области специалистами Главного Управления совместно с представителями Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведен натурный осмотр указанного участка, в ходе которого установлено, что на момент осмотра фактов складирования твердых бытовых отходов на землях лесного фонда не установлено. Территория свалки твердых бытовых отходов на отдельных участках непосредственно граничит с землями лесного фонда (квартил N " ... " выдела N N " ... ", N " ... ", N " ... ", N " ... " Красноярского участкового лесничества Омского лесничества (л.д. 27).
Применительно к указанному, доводы жалобы об отсутствии доказательств принадлежности земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", администрации Омского муниципального района Омской области, подлежат отклонению.
Утверждение представителя ответчика о том, что обязанность по ликвидации свалки на указанном земельном участке не может быть возложена на администрацию муниципального района, поскольку она относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, выводы суда не опровергают.
Отсутствие на территории муниципального образования надлежащей организации сбора и вывоза мусора, в результате чего стали возможны свалки мусора в неустановленных местах, создающие угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, причиняющие ущерб окружающей среде, является основанием для вывода о недостаточности предпринятых ответчиком мероприятий в этом направлении и возложении на ответчика обязанности устранить несанкционированную свалку.
Указание на то, что надлежащим исполнением возложенных на администрацию обязанностей в рассматриваемой ситуации является принятие правового акта, определяющего порядок и место сбора, накопления и вывоза бытовых отходов с территории поселения, а именно Правил благоустройства территории поселения, принятые администрацией, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Исходя из приведенных положений закона, обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и касательно ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
Применительно к указанному довод жалобы об отсутствии доказательств того, что выявленная несанкционированная свалка образовалась вследствие нарушения ответчиком положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также об отсутствии возможности принятия мер по пресечению незаконного складирования отходов на земельных участках ввиду отсутствия соответствующих полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и по рассмотрению данных дел, судебная коллегия признает несостоятельным. Результаты проведенной проверки свидетельствуют о недостаточности предпринятых муниципальным органом мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования.
Судебная коллегия отмечает, что из смысла решения не следует, что возложенные на администрацию Омского муниципального района Омской области меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов должны быть предприняты данным органом единолично, поскольку предполагает принятие им комплекса мер в пределах предоставленных законом полномочий по организации такого процесса.
Указание на отсутствие денежных средств в бюджете образования на организацию мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки также о правомерности действий органа местного самоуправления не свидетельствует.
Доводы о нарушении принципа самостоятельности бюджетов, закреплённого БК РФ, самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, также не являются основанием для освобождения ответчика от возложенной на него обязанности.
Ввиду изложенного ссылки на акты Конституционного Суда РФ и приведенное толкование законодательства, также не могут быть приняты во внимание. Иное толкование стороны истца положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Указание на то, что при вынесении решения суд не учел положения вступившего в законную силу Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (ред. от 29.12.2015), судебной коллегией отклоняется ввиду следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Таким образом, указанное предопределяет невозможность применение закона, введенного в действие после возникновения спорного правоотношения, и не имеющий обратной силы.
Следует отметить, что нормативный акт может приобрести обратную силу только при прямом указании закона.
Вместе с тем положения федерального закона, на которые ответчик ссылается в своей жалобе, вступили в законную силу только 01.01.2016, и указания на то, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" в данной редакции применим к правоотношениям, возникшим до вступления в силу изменений, внесенных Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ, данный акт не содержит.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения быть не могут, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а кроме того, направлены на иное толкование норм права и доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не усматривает.
Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 24 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.