Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Шукеновой М.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 17 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе административного истца Хаматкановой Г.И. на решение Центрального районного суда города Омска от 03 декабря 2015 года, которым Хаматкановой Г.И. отказано в удовлетворении требования о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Хаматканова Г.И., действуя также в интересах несовершеннолетних Хаматканова А.П., Хаматканова Н.П., обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения Администрации Центрального АО г.Омска, возложении обязанности.
В обоснование заявленного требования указала, что она и ее несовершеннолетние дети по праву общей долевой собственности в равных долях являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N " ... ", и расположенной на нем части жилого " ... " в г.Омске площадью " ... " кв.м. литера А, А2, А3.
" ... " на имя истца выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал в размере " ... " рублей, который она намерена использовать для улучшения жилищных условий - реконструкции, увеличения площади жилого " ... " в г.Омске.
С указанной целью она обратилась в Администрацию Центрального АО г.Омска с заявлением о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на принадлежащем ей и детям земельном участке, однако " ... " в выдаче разрешения отказано, поскольку в градостроительном плане указанного земельного участка строительство индивидуального жилого дома в основных видах и условно-разрешенных видах использования не предусмотрено.
Отмечая нахождение на земельном участке дома 1959 года постройки, вид разрешенного использования земельного участка на момент застройки определен для размещения домов индивидуальной жилой застройки, полагает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, просит обязать ответчика выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого " ... " в г.Омске на земельном участке с кадастровым номером N " ... ".
В судебном заседании истец Хаматканова Г.И. и ее представитель Неупокоев А.В. заявленные требования поддержали.
Представитель Администрации Центрального АО г.Омска Бабалов А.В. требования не признал, пояснил, что согласно представленному истцом градостроительному плану земельный участок расположен в территориальной зоне производственно-коммунальных объектов 4-5 классов опасности.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте слушания дела представителя привлеченного к участию в дело в качестве заинтересованного лица департамента архитектуры и градостроительства Администрации г.Омска.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Хаматканова Г.И. с решением не согласилась, просит его отменить. Полагает, что ответчик злоупотребляет правом, поскольку кадастровый паспорт земельного участка, договор купли-продажи земельного участка имеют указание на его разрешенное использование - для размещения домов индивидуальной жилой застройки, однако в июле 2015 года утвержден градостроительный план, которым истребуемый участок определен как территориальная зона производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности ПЗ-1940. Однако истцом планируется не возведение нового дома, а реконструкция имеющегося, пришедшего в негодность для проживания. Указала, что Администрация вправе выдать разрешение на реконструкцию жилого дома с ограничениями в виде запрета на увеличение общей площади жилого дома.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции стороны позицию, изложенную в суде первой инстанции, поддержали.
В силу положений ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле доказательства, а также дополнительно представленные доказательства, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.310 КАС РФ).
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует, что Хаматканова Г.И., несовершеннолетние Хаматканов А.П., Хаматканов Н.П. являются собственниками части жилого " ... " в г.Омске, площадью " ... " кв.м., по праву общей долевой собственности в равных долях (по 1/3) на основании договора купли-продажи от " ... ", а также земельного участка площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером N " ... ".
" ... " на имя Хаматкановой Г.И. выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал на сумму " ... " рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.
В соответствии с пунктом 1.3 ст.10 указанного Федерального закона средства материнского (семейного) капитала на основании заявления о распоряжении лица, получившего сертификат, могут быть выданы в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи указанному лицу на компенсацию затрат за построенный (реконструированный с учетом требований части 1.2 настоящей статьи) им или его супругом (супругой) объект индивидуального жилищного строительства при представлении засвидетельствованных в установленном законом порядке: 1) копий документов лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги), подтверждающих право собственности на земельный участок, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право аренды земельного участка либо право безвозмездного пользования земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, на котором осуществлено строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства; 2) копии свидетельства о праве собственности лица, получившего сертификат, или его супруга (супруги) на построенный объект индивидуального жилищного строительства, возникшем не ранее 01.01.2007, либо на реконструированный после 01.01.2007 объект индивидуального жилищного строительства - независимо от даты возникновения указанного права; 3) письменного обязательства лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала - в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
Согласно ч.1.2 ст.10 Федерального закона N 256-ФЗ часть средств материнского (семейного) капитала, оставшаяся в результате распоряжения ими в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, может быть использована на те же цели не ранее чем по истечении шести месяцев со дня предыдущего направления части средств материнского (семейного) капитала при представлении лицом, получившим сертификат, документа органа, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, подтверждающего проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства (монтаж фундамента, возведение стен и кровли) или проведение работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Выдача указанного документа осуществляется по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
Намереваясь использовать указанные денежные средства на улучшение жилищных условий путем реконструкции принадлежащего ей жилого дома с увеличением площади жилого помещения в соответствии с положениями ч.1.3 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Хаматканова Г.И. обратилась в Администрацию Центрального АО г.Омска с целью получения разрешения на строительство, входящего в перечень документов, необходимых для предоставления средств материнского капитала.
В письме от " ... " N за подписью первого заместителя главы администрации Центрального АО г.Омска в выдаче разрешения на строительство отказано ввиду отсутствия в градостроительном плате земельного участка вида разрешенного использования, позволяющего осуществлять строительство индивидуального жилого дома.
В материалы дела представлен градостроительный план земельного участка N " ... ", утвержденный " ... ", согласно которому земельный участок отнесен к территориальной зоне производственно-коммунальных объектов IV-V классов опасности ПЗ-1940.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201.
Не соглашаясь с решением Администрации Центрального АО г.Омска, Хаматканова Г.И., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей, указывает, что на указанном земельном участке уже расположен дом 1959 года постройки, на момент строительства вид использования земельного участка определялся для строительства индивидуальных жилых домов, в связи с чем в кадастровом паспорте указано на разрешенное использование "для размещения домов индивидуальной жилой застройки". Внесение изменений разрешенного вида использования в градостроительном плане земельного участка произведено с нарушением требований действующего законодательства, а потому основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство данное обстоятельство являться не может.
Оценивая правовую основу заявленного требования, суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, верно применил нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
Согласно ч.1, 2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 ст.51 Кодекса установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с ч.13 ст.51 Кодекса уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (ч.14 ст.51 Кодекса).
Поскольку установлено, что правилами землепользования и застройки на указанном земельном участке не предусмотрен такой вид разрешенного использования как для строительства индивидуального жилого дома, оснований для выдачи Хаматкановой Г.И. разрешения на строительство у Администрации Центрального АО г.Омска не имелось, следовательно суд первой инстанции в удовлетворении требования о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным отказал обоснованно.
Не соглашаясь с решением районного суда, истец Хаматканова Г.И. в апелляционной жалобе указывает, что возведение нового объекта недвижимости на земельном участке не планируется, а поскольку использование возведенных уже строений не воспрещается, полагала возможным выдачу разрешения непосредственно на реконструкцию жилого дома, который пришел в негодность.
Данный довод судебная коллегия отклоняет, поскольку реконструкция жилого дома осуществляется на основании разрешения на строительство в силу положений ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Понятие реконструкции также урегулировано Градостроительным кодексом РФ в ст.1, предусматривает изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Указание на то обстоятельство, что на средства материнского капитала предполагается ремонт существующего жилого дома также на правильность выводов суда не влияет. Кроме того, данное утверждение противоречит целям предоставления средств материнского капитала, предполагающих проведение таких работ по реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, в результате которых общая площадь жилого помещения (жилых помещений) реконструируемого объекта увеличивается не менее чем на учетную норму площади жилого помещения, устанавливаемую в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Омска от 03 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
. " ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.