Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе:
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Шукеновой М.А., Усовой Е.И.,
при секретаре Матюхиной К.В.,
рассмотрела в судебном заседании 10 февраля 2016 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Омского МР Омской области Тодышева А.П. на решение Омского районного суда Омской области от 19 ноября 2015 года, которым на Администрацию Омского МР Омской области возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку.
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось с иском к Администрации Омского МР Омской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование заявленного требования указало, что из Омского регионального отделения РОДП "Яблоко" поступила информация о наличии несанкционированного размещения твердых бытовых отходов в санаторно-курортной зоне с.Новотроицкое Омского МР Омской области, которая нашла свое подтверждение в ходе проверки " ... ".
В ходе обследования территории установлено, что на земельном участке в кадастровом квартале N " ... ", на расстоянии от " ... " метров северо-восточнее здания хозяйственного корпуса, расположенного по адресу: Омская область, " ... ", находятся несанкционированные места размещения твердых бытовых отходов, общей площадью " ... " кв.м., объемом около " ... " кв.м. Аналогичное размещение несанкционированной свалки установлено на земельном участке в кадастровом квартале N " ... ", расположенном по адресу: Омская область, " ... ", общая площадь " ... " кв.м., объем около " ... " кв.м. Имеются очаги горящих и тлеющих отходов.
Земельные участки расположены в границах Омского МР Омской области, не сформированы и в государственном кадастре недвижимости не учтены.
Просили обязать Администрацию Омского МР Омской области ликвидировать несанкционированные размещения твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Шувалова Т.Ю. требования поддержала.
Представитель Администрации Омского МР Омской области Тодышев А.П. требования не признал, пояснил, что собственник земельных участков в настоящее время не установлен. Сослался на позицию Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 13.10.2015 N 26-П разъяснил, что положение, содержащееся в пункте 24 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ, не предполагает возложение на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.
Судом постановлено изложенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Омского МР Омской области Тодышев А.П. с решением не согласился, просит его отменить. Не согласился с выводами суда относительно непринятия администрацией мер по соблюдению норм природоохранного законодательства, результатом чего явилось образование несанкционированной свалки, поскольку Администрацией подготовлены Правила благоустройства территории поселения. Полномочий составлять протоколы об административных правонарушениях Администрация не имеет, возможность пресекать незаконное складирование отходов на земельных участках отсутствует. Данных, свидетельствующих о том, что собственником спорного земельного участка является Омский муниципальный район, материалы дела не содержат, а потому возложение обязанности по ликвидации свалки на Администрацию является незаконным и необоснованным. Отметил, что в результате изменения действующего законодательства с 01.01.2016 полномочия в области обращения с отходами реализуются совместно органами местного самоуправления и органами власти субъектов РФ, в том числе органами власти субъектов РФ за счет средств бюджета субъекта будет определен порядок организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минприроды Омской области Матненко А.С. полагал решение законным и обоснованным.
Из системного толкования ч.2 ст.8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", частей 1, 3 и 4 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" следует, что полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Омского муниципального района Омской области возложены на администрацию Омского муниципального района Омской области.
Обращение Управления Росприроднадзора в суд обусловлено ненадлежащим исполнением администрацией обязанностей, возложенных на нее законом, что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды, нарушает интересы РФ, заключающиеся в обязательном исполнении органами местного самоуправления требований федерального законодательства, и права неопределенного круга лиц, в том числе граждан, проживающих на территории Омского района Омской области, на благоприятную окружающую среду.
Учитывая субъектный состав дела, а также характер спорных правоотношений, судебная коллегия отмечает, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, поскольку в основу требования положено невыполнение администрацией района возложенных на нее законом административных функций в области природоохранного законодательства.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно преамбуле к указанному Федеральному закону "Об охране окружающей среды" настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц (статья 3 Закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Из материалов дела следует, что Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведена проверка поступившей из Омского регионального отделения Российской объединенной демократической партии "Яблоко" информации о несанкционированном размещении твердых бытовых отходов в санаторно-курортной зоне с.Новотроицкое Омского МР Омской области.
Сотрудниками министерства осуществлен выход на место, по результатам которого " ... " составлен акт натурного обследования территории, исследуемые обстоятельства нашли свое подтверждение.
Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, находится в границах Омского муниципального района Омской области, не сформирован, в государственном кадастре не учтен, расположен в пределах кадастрового квартала 55:20:150101. К акту прилагается фотоотчет
Разрешая заявленные Министерством требования, суд первой инстанции верно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, правильно применил нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 24, 25 части первой статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 3 статьи 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
При этом согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, части первой статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N; 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения муниципального района (часть вторая статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Из приведенных выше норм права следует, что Администрация Омского МР Омской области является органом, ответственным за организацию утилизации и переработки твердых бытовых отходов, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таком положении выводы суда первой инстанции относительно обоснованности заявленного Минприроды Омской области требования судебная коллегия полагает правильными.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, представитель Администрации Омского МР Омской области Тодышев А.П. в апелляционной жалобе указывает, что надлежащим исполнением возложенных на Администрацию обязанностей является принятие правового акта, определяющего порядок и место сбора, накопления и вывоза бытовых отходов с территории поселений - Правил благоустройства территории поселения, принятые администрацией. Ликвидировать несанкционированную свалку должно лицо, допустившее сброс и складирование бытовых отходов.
Также ссылался на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от 13.10.2015 N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Данные доводы судебная коллегия отклоняет, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе и касательно ликвидации несанкционированных свалок, несет именно орган местного самоуправления.
Позиция органа местного самоуправления, выраженная в апелляционной жалобе ее представителем, согласно которой организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора подразумевает исключительно принятие правового акта, определяющего порядок и место сбора, накопления и вывоза бытовых отходов с территории поселений, несостоятельна.
Указание на отсутствие денежных средств в бюджете образования на организацию мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки также о правомерности действий органа местного самоуправления не свидетельствует.
Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 N 255-п утверждена государственная программа Омской области "Охрана окружающей среды Омской области", предусматривающая, в том числе, мероприятия по повышению безопасности в сфере размещения отходов производства и потребления, в частности - предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на разработку схем санитарных очисток территорий муниципальных районов от отходов, строительство объектов размещения отходов, организацию сборы и вывоза мусора и бытовых отходов.
Главой Администрации Омского МР Омской области " ... " подана заявка (исх. N " ... ") на участие в отборе образований Омской области для предоставления субсидий на софинансирование расходов по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в 2015 году.
Постановлением Правительства Омской области от " ... " N " ... "-П утверждено распределение субсидий местным бюджетам из областного бюджета, в частности Омскому муниципальному району Омской области выделено " ... " рублей, что свидетельствует о наличии реальной возможности для исполнения оспариваемого решения в полном объеме.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, к которой апеллирует податель жалобы, в рамках рассматриваемого дела не применима, поскольку оценивает конституционность положения ст.16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в свете возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок, размещенных на землях лесного фонда, расположенных на территории округа, без наделения соответствующими полномочиями.
Исследуемый земельный участок расположен в границах Омского муниципального района Омской области, в непосредственной близости от населенного пункта, сведения о правах отсутствуют, категория земель не установлена.
Указанное постановление предписывает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.