Судья Краснодарского краевого суда Шандрина Е.В., рассмотрев кассационную жалобу представителя Маева О.В. по доверенности " Ф.И.О. "9 поступившую в краевой суд 29.10.2015 года, на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 года и на определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 8 сентября 2015 года по делу по заявлению Петряева В.П. об отмене решения избирательной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 года заявленные требования Петряева В.П. об отмене решения избирательной комиссии удовлетворены. Признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии муниципального образования г. Краснодар от 05.08.2015 года "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26 Маева О.В."
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 8 сентября 2015 года указанное судебное постановление оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Маева О.В. по доверенности " Ф.И.О. "10 не соглашаясь с судебными постановлениями, просит их отменить.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационной жалобы таких оснований не установлено.
Как следует из судебных постановлений, решением городской Думы Краснодара от 17.06.2015 года назначены выборы депутатов городской Думы шестого созыва с датой голосования 13.09.2015 года. Решением избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар (далее - ИКМО г. Краснодар) от 06.08.2015 года N 129/894 Петряев В.П. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара по одномандатному избирательному округу N 26. Решением ИКМО г. Краснодар от 5.08.2015 года N 128/857 Маев О. В. зарегистрирован кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара по одномандатному избирательному округу N 26.
Избирательной комиссией было принято решение о признании действительными 6 подписей избирателей (подписные листы NN 34, 73, 94, 97, 98, 101), содержащихся в подписных листах кандидата в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N26 О.В.Маева.
05.08.2015 года ИКМО г. Краснодар после признания вышеуказанных подписей избирателей действительными приняла решение от N 128/857 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26 Маева О.В.". 17.07.2015 года Маев О.В. уведомил ИКМО г. Краснодар о своем выдвижении кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26 в порядке самовыдвижения.
Решением ИКМО г. Краснодар от 17.06.2015 года N 101/419 было установлено, что для регистрации кандидатом в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26 необходимо предоставить не менее 93 и не более 102 достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
27.07.2015 года Маев О.В. представил в ИКМО г. Краснодар подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 102 листов, содержащих 102 подписи избирателей. Решением ИКМО г. Краснодар от 17.06.2015 года N 101/421 проверке подлежали все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата и представленные для регистрации.
На основании выбраковочной ведомости N 24 от 3.08.2015 года и итогового протокола проверки подписных листов О.В. Маева от 3.08.2015 года судом установлено, что 15 из представленных подписей избирателей были признаны недействительными в соответствии с подп. "б", "в", "г" и "е" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подп. 2, 3,4 и 6 п. 11 ст. 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" N 966-КЗ.
Согласно ч. 8 ст. 20 Закона Краснодарского края от 26.12.2005 года N 966-КЗ "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию,
имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования ? дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату её внесения избиратель ставит собственноручно. Данные об избирателе могут вноситься в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата. Указанные данные вносятся рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Аналогичные положения содержатся в пункте 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В подписном листе N 97 указаны неверные паспортные данные избирателя.
В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае" N 966-КЗ, для первоначальной проверки достоверности сведений об избирателях, о лицах, осуществлявших сбор подписей, используется регистр избирателей, участников референдума ГАС "Выборы". В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в ГАС "Выборы" сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания в пределах Российской Федерации.
Также в соответствии с данным пунктом, для установления достоверности подписей избирателей и проверки соблюдения порядка проставления лично самим избирателем в подписном листе даты внесения его подписи подписные листы могут направляться избирательной комиссией в специализированные учреждения органов внутренних дел Российской Федерации для проведения соответствующей проверки или к ее проведению привлекаться соответствующие специалисты (эксперты), указанные в части 2 настоящей статьи.
Как предусмотрено п. 2 ст. 22 настоящего закона, письменные заключения (справки) экспертов могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях (недействительные подписи) и их подписей. Заключение эксперта может быть изложено в отдельном документе (заключении или справке) либо эксперт может подписать ведомость проверки подписных листов, указанную в части 16 настоящей статьи, что будет являться таким заключением.
По заключению привлеченного в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона Краснодарского края к проверке подписных листов эксперта-почерковеда в отношении 5 подписей избирателей было установлено, что рукописные записи, расположенные в графе "Дата внесения подписи" подписных листов О.В. Маева, проставлены избирателями не собственноручно (подписные листы NN 2, 8, 47, 81, 100). Согласно подп. 6 п. 11 ст. 22 Закона Краснодарского края подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, являются недействительными.
Из судебных постановлений следует, что на основании результатов проверки УФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара в подписных листах О.В. Маева были выявлены неполные и неверные данные в отношении 10 избирателей. Указанные подписи избирателей в соответствии с подп. "б", "в", "г" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона и п. 2, 3,4 ч. 11 ст. 22 Закона Краснодарского края были признаны в ходе проверки подписных листов недействительными по причине недостоверности и неполноты сведений, указанных в них.
Подпись в подписном листе N 97 " Ф.И.О. "11 была признана недействительной по причине неверных данных о номере паспорта избирателя; подписи, содержащиеся в подписных листах NN 74, 75, 84, 85 были выбракованы по причине того, что указанные в них лица не обладают активным избирательным правом, так как не состоят на регистрационном учёте в соответствующем округе.
В ходе судебного разбирательства был опрошен свидетель " Ф.И.О. "12 который пояснил, что зарегистрирован и проживает в " ... ", и сам лично ставил подпись в поддержку Маева О.В., предъявив паспорт, в котором имеется штамп о регистрации " Ф.И.О. "13 по указанному адресу.
Однако доказательств, подтверждающих ошибочность сведений об отсутствии регистрации по указанным адресам иных избирателей, поставивших свои подписи в подписных листах NN 75, 84, 85, суду не было представлено.
В соответствии с подп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона и п. 5 ч. 2 ст. 74 Закона Краснодарского края недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судом установлено, что подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах NN 34, 73, 94, 97, 98, 101 кандидата в депутаты городской Думы Краснодара Маева О.В., были признаны избирательной комиссией муниципального образования г. Краснодар действительными и положены в основу оспариваемого решения избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар от 5.08.2015 года N 128/857 "О регистрации кандидата в депутаты городской Думы Краснодара шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 26 Маева О.В." вопреки данным выбраковочной ведомости N 24 от 3.08.2015 года и итогового протокола проверки подписных листов О.В. Маева от 3.08.2015 года, а также результатам проверки УФМС России по Краснодарскому краю в Прикубанском округе г. Краснодара.
Данный факт является нарушением требований п. 11 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67- ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", о необходимости отображать адрес места жительства в том виде, в котором он указан на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13.06.2012 года N 128/986-6 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Согласно п. 7 ст. 38 указанного выше Федерального закона проверка подписных листов должна быть завершена не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату (доверенному лицу).
С учетом установленных обстоятельств, а также в силу названных положений закона, судебные инстанции пришли к выводу об удовлетворении заявления и отмене обжалуемого решения избирательной комиссии.
Оснований для несогласия с выводами судебных инстанций не установлено.
В силу действующего законодательства суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств по делу не надлелен.
Руководствуясь ст. 324 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя Маева О.В. по доверенности " Ф.И.О. "14 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 19 августа 2015 года и на определение судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 8 сентября 2015 года по делу по заявлению Петряева В.П. об отмене решения избирательной комиссии для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Е.В. Шандрина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.