Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Лобыкин С.Н.,
судей Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,
при секретаре Луштей Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов Б. к мэрии города Магадана о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии города Магадана на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 декабря 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Вилер А.А., объяснения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов Б. с иском к мэрии города Магадана о предоставлении изолированного, пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства жилого помещения площадью не менее 15 квадратных метров, расположенного на территории города Магадана, по договору найма специализированного жилого помещения.
Заявленные требования мотивировал тем, что Б. "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - Б. умерла "дата", сведения об отце внесены в книгу записей о рождении на основании заявления матери.
На основании постановления мэрии г. Магадана от "дата" N ... истец направлен в Магаданское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья " ... ".
По заявлению истца от 24 июня 2014 года органом опеки и попечительства он включен 26 июня 2014 года в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
Полагал, что не обеспечение Б. до настоящего времени жилым помещением повлекло нарушение его жилищных прав, предусмотренных статьями 17, 40 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Просил возложить на мэрию города Магадана обязанность предоставить Б. изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., расположенное на территории города Магадана по договору найма специализированного жилого помещения.
Решением Магаданского городского суда от 23 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрия города Магадана ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного при неправильном применении норм материального права.
Ссылаясь на положения статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), статьи 2 Закона Магаданской области от 30 декабря 2004 года N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 541-ОЗ), правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что факт отнесения гражданина к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сам по себе не может являться основанием для обеспечения данной категории граждан жилым помещением.
В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, названный список формируется и утверждается ежегодно приказом министра образования и молодежной политики Магаданской области в срок до 15 апреля. Истец в такой список включен на 2016 год.
Полагает, что судом не была учтена необходимость соблюдения установленной федеральным и областным законодательством процедуры предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом включения Б. в областной список под N ...
Обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Закона Магаданской области N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
При этом бюджетные средства на обеспечение жилым помещением Б. в 2015 году не предусмотрены.
В этой связи полагает, что право истца на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено.
Истец, ответчик, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали. Учитывая мнение прокурора, руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 3, 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решении по доводам апелляционной жалобы мэрии города Магадана.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что Б., "дата" рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, его мать В. умерла "дата", сведения об отце истца были внесены в книгу записей рождений на основании заявления его матери.
На основании постановления мэрии г. Магадана от "дата" N ... истец направлен в Магаданское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья " ... ", где воспитывался до своего совершеннолетия.
Жилых помещений в собственности на территории муниципального образования "Город Магадан" Б. не имеет.
По достижении 18 летнего возраста, 24 июня 2014 года Б. обратился в орган опеки и попечительства мэрии г. Магадана с заявлением о включении его в списки для обеспечения жилым помещением.
По решению органа опеки и попечительства мэрии города от 26 июня 2014 года он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с приказом министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10 апреля 2015 года N 378 "Об утверждении областного списка на 2016 и последующие годы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями" Б. включен в областной список на 2016 и последующие годы.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, действующей в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, от 02 июля 2013 года N 185-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 указанной статьи).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Федерального закона. В указанный список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет (пункт 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по нормам предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Б. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически жилым помещением не обеспечен, в связи с чем пришел к верному выводу о том, что у него возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Судебная коллегия находит суждения и выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении и толковании норм материального права, приведенном в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы, которые сводятся к тому, что обязательным условием предоставления жилого помещения истцу является соблюдение процедуры, а по сути очередности предоставления жилого помещения, в соответствии с областным списком в порядке, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, не являются основанием для отмены решения суда.
Из содержания приведенных выше норм права следует, что федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, поименованным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений возникает у лиц такой категории только при наступлении очередности согласно областного списка.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию областного списка - определение перечня документов, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, его взаимодействие с органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанной категории и т.п.
В силу положений статьи 2 Закона Магаданской области N 541-ОЗ формирование и ведение областного списка осуществляется министерством образования и молодежной политики Магаданской области на основании данных, предоставляемых органами опеки и попечительства по месту жительства лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном постановлением Правительства Магаданской области.
Следовательно, действующее законодательство не ставит предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимость от каких-либо условий, в том числе от времени исполнения органами опеки и попечительства по месту жительства таких лиц своей обязанности по представлению в уполномоченный орган субъекта списка на очередной год, времени включения в список такого лица, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе, что выделение субвенций из областного бюджета на обеспечение истца жилым помещением не предусмотрено в 2015 году, и он включен в областной список на 2016 и последующие годы, не могут служить основанием для ограничения права Б. обратившегося 24 июня 2014 года с заявлением о включении в списки на обеспечение жилым помещением.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, дополнительной аргументации не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда и не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияют на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергают выводы суда первой инстанции. Доводы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, повлекших принятие неправильного решения, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия признает обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий Лобыкин С.Н.
Судьи Бельмас И.Ю.
Вилер А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.