Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего
судей
при секретаре судебного заседания
Лобыкина С.Н.,
Вилер А.А., Коваленко О.В.,
Родионовой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску прокурора г. Магадана в интересах Г. к мэрии г. Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения
по апелляционной жалобе мэрии г. Магадана на решение Магаданского городского суда от 24 декабря 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Коваленко О.В., возражения истца Г. и прокурора Коростыленко Ю.Е., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Магадана обратился в суд в защиту интересов Г. с иском о возложении на мэрию г. Магадана обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что Г., "дата" рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла "дата", отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
Решением органа опеки и попечительства города Магадана от 14 мая 2014 года Г. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В нарушение требований статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения Г. не предоставлено.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, прокурор г. Магадана просил суд возложить на мэрию г. Магадана обязанность предоставить Г. по договору найма специализированного жилого помещения изолированное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства жилое помещение площадью не менее 15 кв.м., расположенное на территории города Магадана.
24 декабря 2015 года Магаданским городским судом вынесено решение, которым исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе мэрия г. Магадана ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Полагает, что судом первой инстанции при разрешении дела неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Указывает, что обязательным условием предоставления жилого помещения данной категории граждан является включение гражданина в областной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который в соответствии с пунктами 18, 20 Порядка формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного постановлениемадминистрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, утверждается ежегодно приказом министра образования и молодежной политики Магаданской области в срок до 15 апреля.
Ссылается на то, что Г. в такой список на 2015 год не был включен. Приказом Министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10 апреля 2015 года N 378 истец включен в областной список на 2016 год.
По мнению ответчика, судом при принятии решения не учтена процедура, установленная федеральным и областным законодательством в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом включения в список истца под номером 28.
Обращает внимание, что в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 2, части 1 статьи 5 Закона Магаданской области N 875-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Магаданской области по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями" финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется путем предоставления бюджетам муниципальных образований субвенций из областного бюджета, использование которых допускается только по целевому назначению.
При этом бюджетные средства на обеспечение жилым помещением истца в 2015 году не предусмотрены. В этой связи полагает, что право Г. на обеспечение жилым помещением мэрией города Магадана не нарушено.
В своих возражениях относительно апелляционной жалобы ответчика участвующий в деле прокурор считает решение суда законным и обоснованным, соответствующим нормам материального и процессуального права и обстоятельствам дела, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Представитель ответчика мэрии г. Магадана, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, в связи с чем на основании статей 167 (части 3, 4), 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, выслушав возражения истца и прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установилимеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующего спорные правоотношения, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и пришел к правильному выводу об удовлетворении иска.
Изложенные в решении выводы мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не установлено.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 названного Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются по нормам предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Г., "дата" рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца Г.С. умерла "дата". Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Решением органа опеки и попечительства города Магадана от 14 мая 2014 года истец включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании пункта 20 Порядка формирования и ведения областного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденного постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, Г. включен в областной список на 2016 года.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен органом опеки и попечительства в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилое помещение ему не предоставлено, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на мэрию г. Магадана.
Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилых помещений названной категории граждан предусмотрено в порядке, утвержденном постановлением администрации Магаданской области от 11 февраля 2013 года N 99-па, исходя из даты формирования областного списка, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на соответствующий год, тогда когда истец в областной список на 2015 год не включен и бюджетные средства на обеспечение его жилым помещением в 2015 году не предусмотрены, не влекут отмену решения суда.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом ни статья 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Действующее законодательство связывает возникновение права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда с наступлением определенных событий, перечисленных в статье 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Поскольку истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, у него возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем исковые требования прокурора в его интересах удовлетворены обоснованно.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья указанной категории граждан касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Таким образом, ссылки в апелляционной жалобе, что выделение субвенций из областного бюджета на обеспечение истца жилым помещением не предусмотрено в 2015 году, и он включен в областной список на 2016 и последующие годы, не могут служить основанием для ограничения гарантированного права Г., обратившегося 30 апреля 2014 года с заявлением о включении в списки на обеспечение жилым помещением.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г. Магадана - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Н. Лобыкин
Судьи
А.А. Вилер
О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.