Судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда в составе
председательствующего Ечина А.А.,
судей Кречетова А.А., Баюра Л.Н.,
при секретаре Алексеенко Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда, ул. Якутская, 49, административное дело по административному исковому заявлению Иванова В.Ю. к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадану, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Магаданской области" об обжаловании действий,
по апелляционной жалобе Иванова В.Ю. на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 17 декабря 2015 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Ечина А.А., выслушав объяснения Дегтяревой С.С. - представителя административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Магаданской области", возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Иванов В.Ю. обратился в Магаданский городской суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадану (далее - призывная комиссия), Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Магаданской области" (далее - Военный комиссариат) об обжаловании действий, выразившихся во внесении в протокол сведений не соответствующих действительности.
В обоснование своих требований указывал, что согласно выписке из книги протоколов заседаний призывной комиссии отдела военного комиссариата Магаданской области по г. Магадану от 04 июня 2015 года истец не проходил военную службу, так как не имел на это законных оснований, находился в длительном розыске, и в настоящее время уволен в запас по ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Полагал, что такая формулировка не соответствует действительности, поскольку от прохождения военной службы он не уклонялся, а включение в военный билет соответствующей статьи будет нарушать его права, в частности на прохождение любого вида государственной службы, в том числе военной по контракту, препятствовать прохождению любого вида государственной службы в дальнейшем, иметь иные негативные для правового статуса последствия.
Просил признать незаконными действия призывной комиссии отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадану по включению в протокол заседаний призывной комиссии N ... от 04 июня 2015 года слов, не соответствующих действительности, о том, что Иванов В.Ю. не проходил военную службу так как "не имел на то законных оснований и находился в длительном розыске"; обязать призывную комиссию отдела Военного комиссариата Магаданской области по городу Магадану исключить из протокола заседаний призывной комиссии N ... от 04 июня 2015 года слова, не соответствующие действительности, что не имел на то законных оснований и находился в длительном розыске.
Решением Магаданского городского суда от 17 декабря 2015 года в удовлетворении требований Иванову В.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Иванов В.Ю., ставит вопрос оботмене состоявшегося по делу решения и принятии нового об удовлетворении заявленных требований.
Полагает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении административного искового заявления в связи с пропуском срока на его подачу.
Считает, что срок на подачу административного искового заявления им пропущен не был, поскольку ранее он уже обращался в Магаданский городской суд с аналогичными заявлениями, которые были возвращены судом.
Обратил внимание, что в суде первой инстанции просил восстановить срок на подачу административного иска, однако его доводы не были учтены судом.
Настаивал, что призывной комиссией не исполнена обязанность по внесению в протокол комиссии только сведений, соответствующих действительности.
Просил решение Магаданского городского суда отменить, восстановить пропущенный по уважительной причине срок на подачу административного искового заявления, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Военный комиссариат просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, закреплены Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
В соответствии с пунктом 34 указанного Положения призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных). Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Как следует из материалов дела, Иванов В.Ю., "дата" рождения, состоял на воинском учете с "дата".
По достижении возраста 27 лет был снят с воинского учета призывников.
Согласно протоколу заседания призывной комиссии от 04 июня 2015 года N ... Иванов В.Ю. не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В примечании указано, что он находился в длительном розыске.
Как следует из материалов личного дела призывника, в 2009 и 2010 годах Иванов В.Ю., осужденный "дата" за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 112 УК РФ, не призывался на военную службу ввиду отсутствия наряда на призыв граждан, имеющих снятую или погашенную судимость.
Впоследствии сотрудниками военного комиссариата предпринимались меры по розыску Иванова В.Ю., однако установить место его нахождения не удалось.
Повестки по месту постоянного жительства и регистрации истец не получал, извещения о необходимости явиться в отдел военного комиссариата были оставлены его матери 22 мая 2012 года, 29 ноября 2012 года, 10 ноября 2013 года, однако для прохождения военной службы Иванов В.Ю. не явился.
В период с "дата" по "дата" истец работал в ООО " О.", однако по сообщениям с места работы граждан, подлежащих призыву на военную службу, но не проходивших военную службу и не имеющих военного билета в ООО " О." "дата"- "дата" не имелось (л.д.37-62).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Иванов В.Ю. в период с "дата" и до достижения им возраста 28 лет уклонялся от прохождения военной службы.
Вопреки мнению административного истца, оспариваемые действия призывной комиссии являются законными, поскольку осуществлены в соответствии с частью 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ, в соответствии с ее компетенцией, которая, применительно к данному спору, установлена в разделе III упомянутого выше Положения.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона N 53-ФЗ решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В силу части 5 статьи 219 КАС Российской Федерации причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения с административным исковым заявлением в суд.
Так, судом установлено, что 16 июня 2015 года Иванов В.Ю. обратился с письменным заявлением к начальнику отдела военного комиссариата Магаданской области по г. Магадану о выдаче копии протокола заседания призывной комиссии от 04 июня 2015 года для обжалования.
Ответ на обращение и копия протокола заседания призывной комиссии от 04 июня 2015 года были лично вручены Иванову В.Ю. 29 июня 2015 года.
Таким образом, срок для обжалования действий (заключения) призывной комиссии по включению ею в протокол заседания от 04 июня 2015 года N ... решения о том, что Иванов В.Ю. не проходил военную службу так как "не имел на то законных оснований и находился в длительном розыске" начал течь с 30 июня 2015 года.
Как следует из материалов дела, с соответствующим административным исковым заявлением Иванов В.Ю. обратился в суд 25 ноября 2015 года, то есть с пропуском срока.
Как правильно указал суд первой инстанции, ссылка административного истца на то, что ранее он обращался в суд с аналогичным административным исковым заявлением, однако оно ему было возвращено, не является основанием для восстановления пропущенного срока.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Иванова В.Ю. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий А.А. Ечин
Судьи А.А. Кречетов
Л.Н. Баюра
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.