Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М,.
при секретаре Кудрявовой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 18 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Куликовой А. Д. на решение Александровского городского суда Владимирской области от 17 декабря 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Куликовой А. Д. удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж работы Куликовой А. Д. для назначения трудовой пенсии по старости периоды работы:
- с **** по **** в должности **** на ****.
- с **** по **** в должности ****
- с **** по **** в должности **** в поликлинике в ****.
- с **** по **** в должности **** в ****.
- с **** по **** в должности ****.
В части включения в специальный стаж рабочего периода с **** по **** в должности **** в ****, а также возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Александровском районе Владимирской области обязанности назначить Куликовой А. Д. досрочно пенсию по старости отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Александровском районе Владимирской области в пользу Куликовой А. Д. судебные расходы в виде государственной пошлины в размере **** рублей.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Куликовой А.Д. и ее представителя адвоката Савлова А.Г., просивших об отмене решения в обжалуемой части, представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Александровском районе Борисовой А.Н., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куликова А.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Александровском районе Владимирской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, просила назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с ****, включив в специальный стаж следующие периоды работы: с **** по **** в должности **** на ****; с **** по **** в должности **** в ****; с **** по **** в должности **** в ****; с **** по **** в должности **** в ****; с **** по **** (в том числе, отпуск по уходу за ребенком) в должности **** в **** и с **** по **** в должности ****.
В обоснование иска указала на то, что получила право на назначение досрочной страховой пенсии, однако, ответчик необоснованно и незаконно отказал в назначении такой пенсии, исключив из специального стажа вышеуказанные периоды.
В судебном заседании истец Куликова А.Д. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Александровском районе Владимирской области Борисова А.Н. исковые требования Куликовой А.Д. не признала, ссылаясь на то, что включение в специальный стаж спорных периодов работы, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Куликова А.Д. ставит вопрос об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с **** по **** в должности **** в **** и в части назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью с ****, считая его в этой части необоснованным и вынесенным с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда в части удовлетворения требований Куликовой А.Д. о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** на ****, с **** по **** в должности **** в ****; с **** по **** в должности **** в ****, **** в ****, с **** по **** в должности **** в **** и с **** по **** в должности **** **** лицами, участвующими в деле, не обжалуется.
Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме с учетом положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит. Таким образом, решение в этой части подлежит оставлению без изменения.
Рассматривая требования Куликовой А.Д. о включении в специальный стаж периодов работы с **** по **** в должности **** в **** и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истец не осуществляла в спорные периоды медицинскую деятельность в должностях и учреждениях здравоохранения, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и ранее действовавшими Списками, поскольку должность **** и учреждение " ****" не предусмотрены этими Списками.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он является правомерным, основан на материалах дела и нормах действующего законодательства.
Согласно записям в трудовой книжке истца, **** Куликова А.Д. была принята на должность **** **** и **** переведена ****, где проработала до ****.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года основания назначения досрочной страховой пенсии предусмотрены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку согласно частям 1 и 3 статьи 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 названного Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации
Из приведенных правовых норм не следует, что законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с любой деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Данное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в этих учреждениях. Определение Списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации.
В целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, 16 июля 2014 года Правительством РФ было утверждено Постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
На основании подпункта "н" п. 1 вышеуказанного Постановления, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются следующие списки при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подлежит применению к любому периоду работы; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В период работы истца пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно и постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
В разделе "Наименование учреждений" Списков N 781 от 29 октября 2002 года и N 1066 от 22 сентября 1999 года приведены конкретные наименования учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанных Списков поименованы должности, занятие которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Согласно пункту 1 Списка N 464 в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, засчитывается работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В этой связи, согласно информационному письму Минтруда РФ от 27 сентября 2000 года N 3948/1-17, Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2000 года N 06-25/8625, при подсчете стажа за периоды работы до 1 ноября 1999 года применяются номенклатуры (перечни) должностей медицинского персонала и учреждений здравоохранения, в том числе по системе здравоохранения Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др., а именно применялись: Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения и Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 года N 395 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28 февраля 2000 года N 73).
Медицинский вытрезвитель не поименован Номенклатурами учреждений здравоохранения, действующими в спорный период, и не отнесен к учреждениям системы здравоохранения.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 года N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.
Согласно пункту 1 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30 мая 1985 года N 106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.
Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года N 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.
Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление N 723 от 17 сентября 1992 года, в соответствии с которым на Минздрав России возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в п. 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".
Таким образом, Куликова А.Д. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении, работа в котором не дает право на досрочное назначение пенсии по старости, соответственно, необходимые условия для назначения ей страховой пенсии по старости отсутствуют.
Также, материалами дела не подтверждено, что в ****, где работала истец, был выделен врачебный либо фельдшерский здравпункт, что подтверждается Приказами УВД Владимирской области об изменениях в штатах УВД Владимирской области и об утверждении штатов ГРОВД (л.д. 71-74).
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что работа Куликовой А.Д. в должности **** и **** в медицинском вытрезвителе **** в период с **** по **** не может быть включена в специальный стаж.
Судом установлено, что без учета вышеуказанного периода работы Куликова А.Д. не приобрела права на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с чем, суд обоснованно отказал Куликовой А.Д. в ее назначении.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством предусматривалось образование фельдшерского здравпункта в ****, не может быть принят судебной коллегией, поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих об организации в медицинском вытрезвителе **** здравпункта в спорный период, материалы дела не содержат и истцом представлено не было, между тем, обязанность доказывания наличия права на досрочное назначение трудовой пенсии, в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации, возложена на истца.
Имеющаяся в апелляционной жалобе истца ссылка на то, что в период работы в **** Куликова А.Д. осуществляла именно лечебную и иную деятельность по охране здоровья людей, не влияет на правильность принятого судом решения, поскольку право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. При этом, учитываются также различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на судебную практику является несостоятельной, поскольку в Российском праве нет судебного прецедента, в связи с чем судебные решения по искам третьих лиц не имеют преюдициального значения для данного дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, в связи с чем, не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
При указанных обстоятельствах следует признать, что обжалуемое решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, его следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Александровского городского суда Владимирской области от 17 декабря 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликовой А. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Сергеева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.