СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 15 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2015 года, по которому:
возложена обязанность на УФСИН России по Республике Коми включить Мариина Н.А. в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ГУФСИН России по РК по доверенности Гичева А.И., судебная коллегия,
установила:
Мариин Н.А. обратился в суд с иском об обязании УФСИН России по РК включить истца в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Суд принял указанное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ГУФСИН России по РК, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенного истца.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мариин Н.А. проходил службу в учреждениях системы исполнения наказаний на различных должностях, уволен 05.06.2000г. по ст. 58 "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения, утвержденного Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1.
С 2003 года истец зарегистрирован по адресу: "Адрес обезличен", который согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 23.04.2015г. разрушен.
В собственность муниципального образования СП "Вежайка" указанный дом не передавался, что подтверждается ответом администрации СП "Вежайка".
Как следует из пояснений истца, дом разрушен примерно в 2008 году, после чего он проживал на территории п. Вежайка в подсобном помещении без удобств, которое ему было предоставлено администрацией исправительного учреждения, а затем был вынужден уехать в связи с невозможностью проживания. С указанного времени проживает в квартирах, занимаемых по договорам коммерческого найма.
Протоколом заседания жилищно-бытовой комиссии по учету нуждающихся в жилых помещениях сотрудников, а также по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по РК от 18.06.2015г., за Марииным Н.А. признано право на участие в подпрограмме "Жилище" на 2011-2015 годы.
Согласно выписке из протокола УФСИН по РК от 07.08.2015г. принято решение об отказе Мариину Н.А. во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы "Жилище" на 2011-2015 годы. В качестве основания для отказа послужил факт не проживания истца по месту регистрации в поселке, который включен в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 с последующими изменениями и дополнениями, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Указанные Правила, согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 и от 12.07.2011 N 561, подлежат применению и в отношении выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
При разрешении настоящего спора установлено, что поселок Вежайка Усть-Вымского района Республики Коми входит в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение которых осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 N 2065-р.
Согласно представленным в материалы дела сведениям истец иного жилья не имеет.
Установив, что жилое помещение, в котором истец имеет регистрацию по месту жительства разрушено с 2008г., иного жилья истцу не предоставлялось, суд пришел к выводу о том, что проживание истца в съемном жилье носит вынужденный характер и у ответчика не имелось оснований для исключения Мариина Н.А. из сводного списка граждан участников подпрограммы.
При этом в связи с внесением Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 N 889 изменений в постановление Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 суд уточнил период Федеральной целевой программы "на 2015-2020 годы".
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда.
Согласно подп. "б" п. 5 Правил от 21.03.2006 N 153 право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Подпунктом "а" пункта 19 Правил от 21.03.2006 N 153 предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, предоставляют, в том числе, справку о проживании на территории поселка.
В силу пункта 6 Правил в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта настоящих Правил (подпункт "а" пункта 22 Правил).
В силу п. 5 Инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС, оформления и выдачи ГЖС гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в Уголовно-исполнительной системе (далее по тексту - Инструкция), утвержденной Приказом ФСИН России от 16 мая 2012 года N 267 граждане, проживающие на территории поселка, помимо документов, перечисленных в пункте 4 настоящей Инструкции, представляют справку соответствующего территориального органа ФСИН России о проживании на территории поселка согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Данная справка выдается начальником соответствующего территориального органа ФСИН России по результатам проверки проживания гражданина на территории поселка.
В соответствии с пп. 1 п. 9 Инструкции основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются несоответствие гражданина требованиям, указанным в Правилах.
Из анализа положений приведенных нормативно-правовых актов следует, что основанием к выдаче государственных жилищных сертификатов является фактическое проживание граждан в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. При этом наличие необходимых условий и оснований, установленных нормативными правовыми актами, должно иметь место не только на момент включения в список участников подпрограммы, но и в период реализации непосредственно самого права.
В соответствии с п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки указанным требованиям истцом не представлено достоверных доказательств, свидетельствующих о постоянном проживании в пос. Вежайка в период с 2003 года по настоящее время. Сам истец пояснил, что с 2008 года не проживает в пос. Вежайка в связи с разрушением дома, однако акт о невозможности проживания в связи с разрушением дома представлен за 2015 год. Доказательств, свидетельствующих об обращении истца в администрацию СП "Вежайка" о предоставлении жилого помещения ранее 2015 года, не представлено. При обращении в администрацию СП "Вежайка" 04.06. 2015 года истцу было разъяснено, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма он должен быть признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Таких документов истец не представил. Следовательно, доводы истца о том, что он в связи с разрушением дома обращался в администрацию, но ему не было предоставлено жилое помещение, в связи с чем он был вынужден уехать из поселка, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что сохранение истцом регистрации по месту жительства после увольнения из уголовно-исполнительной системы в поселке Вежайка, включенном в Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием государственной жилищной субсидии, не было обусловлено причинами, связанными с фактическим проживанием и занятостью в поселке.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, наличие у истца регистрации в п. Вежайка при фактическом непроживании не может свидетельствовать о его праве на участие в подпрограмме по категории "граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности", поскольку п. Вежайка не является местом постоянного жительства истца.
Учитывая, что Мариин Н.А. не относится к гражданам, подлежащим переселению из поселка учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, отказ в признании истца участником подпрограммы соответствует положениям подпункта "а" пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы. Соответственно, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене, а исковые требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, по которому:
в удовлетворении требований Мариина Н.А. о возложении обязанности на УФСИН России по Республике Коми включить его в сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.