СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Орловой И.А., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 18 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2015 года, которым
за Шлопаком К.Г. признано право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера без уменьшения её размера на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу "Адрес обезличен"
Шлопаку К..Г. отказано в удовлетворении требований к Министерству архитектуры и строительства Республики Коми об обязании заменить государственный жилищный сертификат "Дата обезличена" года выпуска на государственный жилищный сертификат с указанием размера жилищной субсидии, исчисленного без уменьшения на стоимость отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу "Адрес обезличен"; к администрации МО ГО "Воркута" об обязании выдать государственный жилищный сертификат после его поступления из Министерства архитектуры и строительства Республики Коми.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шлопак К.Г. обратился в суд с иском к администрации МОГО "Воркута", Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о признании права на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера без уменьшения размера выплаты на стоимость отчуждённого жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен". Кроме того, истец просил обязать Министерство архитектуры и строительства Республики Коми заменить государственный жилищный сертификат "Дата обезличена" года выпуска на государственный жилищный сертификат с указанием размера жилищной субсидии, исчисленного без уменьшения на стоимость указанного жилого помещения; возложить на администрацию МО ГО "Воркута" выдать ему государственный жилищный сертификат по получении его из Министерства архитектуры и строительства Республики Коми.
Ответчиками иск не признан.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой РК ставит вопрос об отмене решения в части удовлетворенных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению ответчика, законом не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой в порядке, установленном Правилами и в рамках выполнения мероприятий Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". При расчете размера социальной выплаты на приобретение жилья учитываются все сделки, совершенные гражданами-участниками подпрограммы и (или) членами их семей по отчуждению жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Установлено следующее.
Решением Воркутинского городского суда РК от 12.05.2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 20.07.2015, за Шлопаком К.Г. признано право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом очередности умершей ... ФИО7 с датой постановки "Дата обезличена" по категории " ... "; на администрацию МО ГО "Воркута" возложена обязанность восстановить Шлопака К.Г. в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат и государственного жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена" по категории " ... ". В удовлетворении исковых требований Шлопака К.Г. о признании за ним права на получение жилищной субсидии, возложении обязанности на администрацию МО ГО "Воркута" восстановить его в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья, и возложении обязанности на Минархстрой Республики Коми выделить жилищную субсидию на приобретение жилья с датой постановки на учет "Дата обезличена" - отказано.
Заявление об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" подано ФИО7 в администрацию МО ГО "Воркута" "Дата обезличена", в качестве члена семьи получателя субсидии указан ... - Шлопак К.Г.
Аналогичное заявление оформлено Шлопак К.Г. "Дата обезличена".
С "Дата обезличена" истец являлся собственником жилого помещения по адресу: "Адрес обезличен".
На основании договора от "Дата обезличена" Шлопак К.Г. продал указанную квартиру третьему лицу.
Минархстрой РК настаивает на уменьшении размера субсидии на стоимость вышеуказанного и отчужденного жилого помещения.
Правоотношения сторон регламентируются Федеральным законом РФ 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы").
Так, ст.6 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2012, предусматривала, что условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат. Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Данная норма в редакции Федерального закона от 17.07.2011 N 212-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2012, предусматривает, что при приобретении жилого помещения за счет жилищной субсидии, отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. В случае отчуждения получателями жилищной субсидии данных жилых помещений иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения размера жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В рассматриваемой правовой ситуации судебная коллегия соглашается с позицией суда.
Решение об участии в Подпрограмме принимается добровольно и свидетельствует о том, что истец был согласен на установленные законом правила получения сертификата, в том числе, на уменьшение суммы ожидаемой выплаты в случае продажи жилья. Однако, учитывая, что сделка по продаже спорного жилого помещения совершена в 2004, то есть до выражения истцом и его матерью своего волеизъявления на участие в Подпрограмме и признания участником, оснований для уменьшения размера субсидии на стоимость проданной "Адрес обезличен" не имеется.
Решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.