СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 25 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2015 года, по которому
возложена обязанность на администрацию МО ГО "Сыктывкар" предоставить вне очереди Захаровой С.В. по договору социального найма на состав семьи два человека, включая Захарова С.Н., благоустроенное применительно к условиям г. Сыктывкара жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению общей площадью не менее ... кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Сыктывкара.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения истицы Захаровой С.В., судебная коллегия
установила:
Захарова С.В. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о предоставлении жилья взамен непригодного, указывая, что дом, в котором зарегистрированы она и ее сын сгорел в 2005 году, актом межведомственной комиссии дом признан непригодным для проживания.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит решение отменить со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации его неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Судом установлено, что Захарова С.В. совместно с сыном Захаровым С.Н., "Дата обезличена" г.р., зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", общей площадью ... кв.м.
Согласно акту обследования жилого дома по адресу: "Адрес обезличен" от 08.11.2005г. межведомственная комиссия пришла к выводу, что данный жилой дом является непригодным для проживания, капитальный ремонт дома нецелесообразен, необходимо рассмотреть вопрос о сносе дома и переселении жителей.
Между администрацией МО ГО "Сыктывкар" и Захаровой С.В. неоднократно заключались временные (сроком на 1 год) договоры найма жилого помещения маневренного фонда в связи с расселением из жилого дома "Адрес обезличен" ввиду его непригодности; договоры заключались с учетом члена семьи Захаровой С.В. - сына Захарова С.Н.
В настоящее время жилой дом по адресу: "Адрес обезличен" в реестре муниципальной собственности не значится, поскольку исключен на основании постановления Главы администрации МО ГО "Сыктывкар" от 30.01.2009 N 1/190.
Из имеющихся в материалах дела выписок из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что истец и члены её семьи жилых помещений на праве собственности не имеют.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания является достаточным основанием для предоставления иного жилого помещения по договору социального найма.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что семья истца на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признавалась, основаны на неверном толковании норм действующего жилищного законодательства, а поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегий. Возможность получения вне очереди жилого помещения муниципального жилого фонда по договорам социального найма лицами, проживающими в жилом помещении, которое не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и которые не являются его собственниками, не находится в зависимости от признания указанных граждан малоимущими. Жилое помещение предоставляется в данном случае не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием занимаемого на условиях социального найма жилья непригодным для проживания, т.е. объективной нуждаемостью в жилом помещении.
Довод жалобы о том, что отсутствуют какие-либо сведения о том, что жилой дом 119 по Октябрьскому проспекту был признан аварийным в установленном порядке, также не влечет отказа в удовлетворении иска и отмены решения суда.
В силу пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании полученного заключения межведомственной комиссии, соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в числе прочего, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Следовательно, выполнение требований п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ремонту или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, является обязанностью органа местного самоуправления. Сам факт признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит, что, в свою очередь, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Как следует из письма Управления ЖКХ администрации МО ГО "Сыктывкар" от 08.05.2014г. в адрес Захаровой С.В., несмотря на принятие межведомственной комиссией решения о непригодности для проживания в спорном жилом доме, решений, предусмотренных п. 49 названного Положения, ответчиком не принято, что свидетельствует о допущенном со стороны ответчика бездействии.
По указанным выше основаниям не влияет на правильность выводов суда и довод ответчика о том, что спорный жилой дом не включен в региональные программы о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.
Судом первой инстанций установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, требования норм процессуального права соблюдены, а потому оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.