СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Маркелова К.Б., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2016 года апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 08 декабря 2015 года, по которому с учетом определения суда от 14 декабря 2015 года об исправлении описок:
иск прокурора Прилузского района в интересах Кислицыной А.В. к Государственному бюджетному учреждению РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" о компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения удовлетворен.
Возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" произвести Кислицыной А.В. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения с августа 2013 года по сентябрь 2015 года в размере фактически понесенных расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму ... рубль ... копеек.
Судебные расходы в виде расходов по уплате государственной пошлины обращены за счет федерального бюджета.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Юдина А.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия,
установила:
прокурор Прилузского района обратился в суд в интересах Кислицыной А.В. с иском к ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" (далее ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района") об обязании произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, за период с августа 2013 года по сентябрь 2015 года в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, т.е. на общую сумму ... рублей.
Судом принято вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" со ссылкой на нарушение норм материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции стороны участия не принимали, извещены о времени и месте надлежащим образом. В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Прилузского района относительно жалобы, судебная коллегия оснований для отмены правильного решения не находит.
Из материалов дела следует, что Кислицына А.В. с 01.10.2001г. работает в МАОУ "СОШ" с. Летка в должности ... Истица зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен". Указанное жилое помещение отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано.
С 01 августа 2013 года ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" компенсирует истице расходы на оплату электроснабжения исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению.
Согласно сведениям ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" от 20.10.2015 N 3331, разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с 01.08.2013 по 30.09.2015 включительно составила 6401,97 рублей.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплена социальная гарантия в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 4 названного Федерального закона нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона Республики Коми от 02.05.2012 N 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пункта, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.
Законом Республики Коми от 24.06.2013 N 54-РЗ внесены изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми", согласно которым, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение (подпункт 3 пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 N 55-РЗ). Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 N 55-РЗ исключена.
Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК от 12.11.2004 N 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 внесены дополнения в "Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", утвержденные постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 N 115, в частности Правила дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми", определяется:
1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения;
2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).
При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.
Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 вступило в силу с 28.10.2013 г.
Жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано, поэтому с августа 2013 года ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" производит начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 N 62/21 "О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", установив, что выплата социальной поддержки истцу за период с 01 августа 2013 года по 30 сентября 2015 года производилась ответчиком не в полном объеме, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг освещения, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению на одного человека, является неправомерным, а норматива потребления электроэнергии на освещение не установлено.
Выводы суда подробно изложены в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объема предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления.
Таким образом, снижение объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.
Доводы ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" о том, что суду не были представлены и не исследовались доказательства понесенных истцом расходов по оплате электроснабжения именно на освещение жилого помещения, чем признал право истца на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактически понесенных расходов по электроснабжению и приравнял понятия "электроснабжение" и "освещение", подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Кроме того, отсутствие судебного акта о признании Постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 N 383 недействующим не препятствовало обращению истца в суд с заявленным требованием, поскольку по своей юридической природе обязательства, возникающие в силу применения норм гражданско-правового института возмещения вреда, причиненного определенными действиями (бездействием), представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается в соответствии с предписанием закона причинитель вреда.
Возложение на ГБУ РК "ЦСЗН Прилузского района" по данному делу обязанности устранить допущенное нарушение материальных прав истца в полной мере отвечает требованиям закона.
Приведенную в жалобе ссылку на определение Верховного Суда РФ N 91-АПГ15-6 судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку в Российской Федерации отсутствует прецедентное право и в каждом конкретном случае суд применяет нормы права к возникшим правоотношениям.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности принятого судом решения также не свидетельствуют.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку имеющимся в материалах дела доказательствам и постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прилузского районного суда Республики Коми от 08 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.