Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Устинова О.И.
судей Лядовой Т.Р.
Дудкиной Т.Н.
при секретаре судебного заседания Бражниковой Ю.В.
при участии:
В.С.Г.,
иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, сведения о причинах неявки не представили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу В.С.Г. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2015 года по делу N33-339/16 (N2-4728/15)
по иску Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго"
к В.С.Г.
о взыскании задолженности за услуги по теплоснабжению,
УСТАНОВИЛА:
В ноябре 2015 года Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" обратилось в Нахимовский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к В.С.Г. о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате коммунальных услуг за отопление в период с 01 декабря 2006 года по 30 сентября 2013 года в размере 19700,00 рублей, государственной пошлины в размере 788,00 рублей.
Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены частично: взыскано с В.С.Г. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" задолженность за услуги по теплоснабжению за период с ноября 2012 года по сентябрь 2013 года включительно в размере 4562,12 рублей, взыскано с В.С.Г. в пользу Государственного унитарного предприятия города Севастополя "Севтеплоэнерго" государственную пошлину в размере 400,00 рублей.
Не согласившись с указанным решением, считая его незаконным и необоснованным, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго") не является надлежащим истцом по требованиям о взыскании задолженности за период с декабря 2006 года по сентябрь 2013 года, поскольку государственная регистрация указанного предприятия была произведена только 18 июля 2014 года. Ответчик указывает на нарушение порядка передачи дебиторской задолженности от КП "Севтеплоэнерго" СГС, отсутствие заключенного между сторонами договора, а также на то, что она не являлась потребителем услуг по централизованному теплоснабжению с сентября 2008 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить по доводам, изложенным в ней, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
При апелляционном рассмотрении дела установлено, что ответчик являлась потребителем услуг по централизованному отоплению. ГУПС "Севтеплоэнерго" в период с декабря 2006 года по сентябрь 2013 года предоставляло услуги по централизованному отоплению в помещение по адресу: "адрес". Однако ответчик надлежащим образом оплату за предоставленные услуги не осуществлял, в связи с чем возникла задолженность в размере 19700,00 рублей.
Судебная коллегия отмечает, что порядок предоставления услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, а также порядок оплаты за оказанные коммунальные услуги за период с декабря 2006 года по сентябрь 2013 года был урегулирован нормами законодательства государства Украина.
Одной из основных обязанностей возложенных статьей 24 Закона Украины "О теплоснабжении" на потребителя тепловой энергии является своевременное заключение договора с теплопоставляющей организацией на поставку тепловой энергии.
Согласно пункту 8 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21.07.2005, услуги предоставляются потребителю в соответствии с договором, который оформляется на основании типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотводу.
Пользование тепловой энергией, согласно пункту 4 Правил пользования тепловой энергией, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N 1198 от 03.10.2007, допускается только на основании договора купли-продажи тепловой энергии между потребителем и теплопоставляющей организацией. Договоры заключаются в соответствие с типовыми договорами.
Вместе с тем, статьей 11 Гражданского кодекса Украины установлено, что гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но которые по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в частности, являются договоры и другие сделки, юридические факты, причинение материального и морального вреда и т.п., а также они могут возникать непосредственно из актов гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводу, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N630 от 21.07.2005, плата за предоставленные услуги по централизованному отоплению вносится потребителем согласно показаниям средств учета тепловой энергии или утвержденных нормативов (норм) потребления на основании платежного документа (расчетной книжки, платежной квитанции и т.п.) или в соответствии с условиями договора на установление средств учета.
Обязанность потребителя жилищно-коммунальных услуг, к которым относится и услуга по поставке тепловой энергии, горячему водоснабжению, оплатить предоставленную исполнителем услугу закреплена также в статьях 67, 68, 162 Жилищного кодекса Украинской ССР, статье 20 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах".
В соответствии со статьей 526 Гражданского кодекса Украины, обязательство должно быть выполнено надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям этого Кодекса, других актов гражданского законодательства.
Из материалов дела усматривается, что у ответчика возникла обязанность своевременно вносить плату за оказанные услуги, поскольку между сторонами сложились фактические договорные отношения, о чем свидетельствует, в том числе, частичное внесение оплаты за коммунальные услуги.
КП "Севтеплоэнерго" СГС осуществляло предоставление услуг по централизованного отоплению, а В.С.Г. получала указанные услуги, отказа ответчика от фактического получения услуг в адрес истца не поступало, доказательств ненадлежащего исполнения или неисполнения истцом обязанности по предоставлению коммунальных услуг суду также не представлено.
Таким образом, несостоятельной, по мнению коллегии судей, является ссылка В.С.Г. на отсутствие между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, заключенного в письменной форме, поскольку отсутствие заключенного между сторонами договора о предоставлении данного вида услуг не освобождает ответчика от обязанности оплатить оказанные ему услуги, так как указанная обязанность возникла у В.С.Г. в силу закона, а поэтому требования истца о взыскании с ответчика задолженности по предоставленным услугам основываются на нормах закона.
Необоснованными признаются судебной коллегией доводы апелляционной жалобы о том, что В.С.Г. не являлась потребителем услуг по теплоснабжению с 2008 года, поскольку в сентябре 2008 года произвела отключение квартиры от централизованной системы теплоснабжения, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания задолженности за период с 2008 года по сентябрь 2013 года, по следующим основаниям.
Судебная коллегия обращает внимание, что порядок отключения отдельных помещений жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения утвержден приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4.
Для реализации права на отказ от получения услуг централизованного отопления, потребитель для рассмотрения вопроса об отключении потребителя от системы централизованного отопления обязан обратиться с соответствующим заявлением, с указанием причин отключения, в межведомственную комиссию, которая создается по решению органа местного самоуправления или местного органа исполнительной власти.
Согласно пункту 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4, межведомственная комиссия, после изучения представленных документов, принимает решение об отключении от системы централизованного отопления, устройстве индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сборе исходных данных и технических условий для изготовления проектной документации либо об отказе в удовлетворении заявления.
Как указано в пункте 2.5 указанного Порядка отключение помещений от внутридомовых систем централизованного отопления выполняется монтажной организацией, которая реализует проект, при участии представителя собственника жилого помещения или уполномоченного им лица, представителя исполнителя услуг по централизованному отоплению.
По окончанию работ, в соответствии с пунктом 2.6 Порядка отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и поставки горячей воды при отказе потребителей от централизованного отопления, утвержденного приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года N4, составляется акт об отключении жилого помещения от системы централизованного отопления и в десятидневный срок подается заявителем на утверждение межведомственной комиссии.
Материалами дела подтверждается, что разрешение на отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения по адресу: "адрес". получено ответчиком только 12 июля 2013 года, что подтверждается извлечением из протокола N заседания постоянного действующей комиссии по отключению потребителей от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения (л.д.28).
Акт обследования системы ЦО и ГВС, согласно которому "адрес", по адресу: "адрес", отключена от системы централизованного отопления, радиаторы - 5 шт. демонтированы, транзитные стояки - 6 шт. заизолированы, целостность системы централизованного отопления не нарушена, составлен специалистами КП "Севтеплоэнерго" СГС 27 августа 2013 года (л.д.29).
Ссылки ответчика на длительное неисполнение постановления Севастопольского апелляционного административного суда от 26 января 2010 года по делу N2а-743/09/2770, которым обязано Севастопольскую городскую государственную администрацию рассмотреть заявление В.С.Г. от 29 сентября 2008 года о получении разрешения на отключение от системы централизованного отопления, акт от 09 октября 2008 год, составленный жильцами "адрес", признаются несостоятельными судебной коллегией, поскольку акт обследования системы ЦО и ГВС, как неотъемлемая часть предусмотренного законодательством порядка реализации права на отключение потребителя от системы централизованного отопления, основание для пересмотра условий договора об оказании услуг по централизованному теплоснабжению, составлен 27 августа 2013 года.
Не принимаются во внимание утверждения ответчика о том, что ГУПС "Севтеплоэнерго" является ненадлежащим истцом, а также о нарушении порядка перехода прав кредитора к другому лицу, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона.
Пунктом 5 части 1 статья 387 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств, перечисленных в данной норме права, а также в других случаях, предусмотренных законом.
Государственная регистрация ГУПС "Севтеплоэнерго" (ИНН/КПП 9204004793/920401001) в Едином государственном реестре юридических лиц осуществлена 18 июля 2014 года.
Распоряжением Правительства Севастополя от 356-РП от 30 апреля 2015 года "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУПС "Севтеплоэнерго" государственное имущество, указанное в приложениях N1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, включено в Реестр собственности города Севастополя, как имущество, находящееся в казне города федерального значения города Севастополя, имущество, указанное в приложениях N1-12 к настоящему распоряжению, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУПС "Севтеплоэнерго".
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Севастополя N355-РП от 30 апреля 2015 года предписано КП "Севтеплоэнерго" СГС передать ГУПС "Севтеплоэнерго" имущественные права в виде дебиторской задолженности КП "Севтеплоэнерго" СГС, сформировавшейся на 01 марта 2015 года.
Учитывая изложенное, переход прав кредитора по обязательству от КП "Севтеплоэнерго" СГС к ГУПС "Севтеплоэнерго" на основании распоряжения Правительства Севастополя соответствует требования действующего гражданского законодательства Российской Федерации.
ГУПС "Севтеплоэнерго" предоставлены сведения о начислении, с учетом утвержденных тарифов, и оплате ответчиком услуг по централизованному отоплению, расчет истца проверен судом, признан обоснованным, доказательств, опровергающих названный расчет, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции также не представлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что одной из сторон в споре, в порядке части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявлено о применении судом последствий пропуска срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца задолженности по оплате за коммунальные услуги по теплоснабжению за период с ноября 2012 года по сентябрь 2013 года в размере 4562,12 рублей, государственной пошлины в размере 400,00 рублей пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 15 декабря 2015 года по делу N33-339/16 (N2-4728/15) оставить без изменения, а апелляционную жалобу В.С.Г. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Устинов
Судьи Т.Р. Лядова
Т.Н. Дудкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.