Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,
при секретареШтукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 октября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад N 2 "Рябинушка", администрацию города Ульяновска, Управление образования администрации города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска оборудовать задание детского сада, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Л***, д. ***, пандусом, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя КУГИГ администрации г. Ульяновска - Афанасьевой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Центр развития ребенка - детский сад N 2 "Рябинушка" (далее - МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка") об обязании оборудовать здание детского сада, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Л***, д.***, устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения (пандусами). В обоснование иска указал, что в результате прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов были выявлены нарушения при осуществлении ответчиком деятельности по предоставлению образовательных услуг, а именно: в нарушение ч.1 ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" учреждение не приняло меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение детского сада. В частности, лестница, ведущая к входу в помещение детского сада, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ в здание инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Просил обязать МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка" оборудовать задание детского сада, расположенное по адресу: г. Ульяновск, ул. Л***, д. ***, пандусом, обеспечивающим доступ маломобильных групп населения
Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.Ульяновска, Управление образования администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - КУГИГ администрации г. Ульяновска ).
Рассмотрев спор по существу, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе КУГИГ администрации г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что КУГИГ администрации г.Ульяновска является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Полагает, что обеспечение пандусом входа в здание должно быть возложено на образовательное учреждение, так как за ним закреплено имущество на праве оперативного управления. Указывает, что финансирование КУГИГ администрации г. Ульяновска, так же как и образовательного учреждения, осуществляется за счет средств бюджета МО "Город Ульяновск". Кроме того, в резолютивной части решения судом не указано, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", администрации города Ульяновска, Управления образования администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель КУГИГ администрации г. Ульяновска - Афанасьева И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно материалам дела в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что здание, в котором находится МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул.Л***, д.***, на входе не оборудовано пандусом для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов).
Ссылаясь на то обстоятельство, что отсутствие у входа в здание детского сада пандуса не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание детского сада, прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора, не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В силу положений СП 59.13330.2012 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусматривается дублирование входных лестниц пандусами или подъемными устройствами.
Следовательно, МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", являющийся объектом социальной инфраструктуры, подлежит оборудованию пандусом для обеспечения доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Согласно п. 1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно материалам дела здание, в котором расположено МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", является муниципальной собственностью, находится в оперативном управлении образовательного учреждения.
Пунктом 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ установлено, что учреждения и казенные предприятия, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Из Устава МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка" следует, что по организационно-правовой форме детский сад является муниципальным учреждением, по типу - бюджетным дошкольным образовательным учреждением.
Согласно пункту 1.3 Устава МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", его учредителем является муниципальное образование (далее - МО) "город Ульяновск", функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО "город Ульяновск" осуществляет Управление образования администрации г. Ульяновска.
В силу п. 1.4. Устава МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка" функции и полномочия собственника имущества учреждения от имени МО "город Ульяновск" осуществляет КУГИГ администрации г.Ульяновска, который осуществляет распорядительные и контролирующие функции в отношении муниципального имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.
В соответствии с Положением об Управлении образования администрации г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N90, к функциям Управления образования администрации г.Ульяновска отнесено обеспечение выполнения администрацией города Ульяновска полномочий по решению вопросов местного значения в области организации предоставления образования, в том числе дошкольного (п.4.1.1); определение условий, порядка формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями (4.1.10); осуществление контроля за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях (4.1.15). Кроме того, Управление образования администрации г.Ульяновска является главным распорядителем бюджетных средств по разделу "Образование".
Положением о КУГИГ администрации г. Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской городской Думы от 24.05.2006 N 90, определено, что в задачи КУГИГ администрации г. Ульяновска включено осуществление функций муниципального заказчика на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт социальных объектов (школы, детские сады, спорные объекты), финансируемых из бюджета муниципального образования "г. Ульяновск" (п. 4.1.31).
Кроме того, постановлением администрации г. Ульяновска от 18.09.2013 N4074 утверждена муниципальная программа "Развитие и модернизация образования в муниципальном образовании "город Ульяновск", одной из задач которой является создание условий в образовательных организациях для беспрепятственного доступа детям-инвалидам в общеобразовательные организации и организации дополнительного образования. Исполнителем программы указано Управление образования МО " город Ульяновск", соисполнителем - муниципальные образовательные организации и КУГИГ администрации г. Ульяновска.
С учетом указанных нормативно-правовых актов суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательное учреждение на собственника имущества - администрацию г. Ульяновска, само образовательное учреждение - МБДОУ ЦРБ детский сад N 2 "Рябинушка", а также отраслевые органы администрации г. Ульяновска, осуществляющие в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения в области образования и управления муниципальным имуществом.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы КУГИГ администрации г.Ульяновска о неправильном определении судом надлежащего ответчика по делу, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что суд в резолютивной части решения не указал, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, основанием к его отмене не является, поскольку исполнение судебного решения в данном случае должно осуществляться ответчиками в пределах их компетенции.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.