Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г. ,
судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015 г, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах Ахмеджановой А*** Р*** удовлетворить.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в пользу Ахмеджановой Н*** А*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно *** (***) руб.*** коп.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., объяснения представителя ОГКУСО "ЦОГТСР" - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" (далее - ОГКУСО "ЦОГТСР"), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде (далее - УОГКУСЗН) в интересах несовершеннолетней Ахмеджановой Н.А. о возмещении расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Ахмеджанова Н.А. является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида - А*** А.Р., *** года рождения, в связи с чем имеет право на обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и обратно в соответствии с п.п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". С целью осуществления поездки на плановое лечение ребенка в период с *** по *** в ФГБУ *** Министерства здравоохранения Российской Федерации Ахмеджанова Н.А. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением о выдаче талона N 2 для бесплатного получения проездных документов к месту лечения, однако ее обращение оставлено без удовлетворения. В связи с указанными обстоятельствами Ахмеджанова Н.А. оплатила проезд за счет собственных денежных средств в сумме *** руб. и обратилась в УОГКУСЗН за возмещением понесенных расходов, но ей также было отказано. Прокурор, уточнив свои требования в ходе судебного разбирательства, просил взыскать с ОГКУСО "ЦОГТСР" в пользу Ахмеджановой Н.А. расходы по оплате стоимости проезда с ребенком-инвалидом к месту лечения и обратно в размере *** коп.
Рассмотрев спор по существу, суд постановилприведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОГКУСО "ЦОГТСР" не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что суд неправильно применил нормы материального права. В частности, действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления детям-инвалидам и сопровождающим их лицам такой льготы как бесплатный проезд к месту лечения и обратно. При этом законом не предусмотрена денежная компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения. Основанием для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно является направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 872, и талон N 2 установленной формы. Указанные документы заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. На ОГКУСО "ЦОГТСР" возложена обязанность по выдаче специальных талонов на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно, выдаваемых на основании талона N 2. Ахмеджанова Н.А за получением специальных талонов не обращалась.
В отзыве на апелляционную жалобу УОГКУСЗН указывает, что возражений относительно доводов жалобы не имеет.
В возражениях на жалобу Ахмеджанова Н.А. просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие Ахмеджановой Н.А., УОГКУСЗН, Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ОГКУСО "ЦОГТСР" - Фролова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что
А*** А.Р., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, в силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
28.07.2015 Министерством здравоохранения Ульяновской области А*** А.Р. было выдано направление N *** к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ *** Министерства здравоохранения Российской Федерации с датой госпитализации ***. Однако талон N 2 на бесплатный проезд к месту лечения и обратно А*** А.Р. не выдавался.
На основании направления на госпитализацию Ахмеджанова Н.А. вместе с дочерью - А*** А.Р. осуществила проезд к месту лечения в ФГБУ *** (г. Москва) и обратно к месту жительства (г.Димитровград Ульяновской области).
Поскольку оплату расходов на проезд к месту лечения в сумме *** руб. Ахмеджанова Н.А. произвела за счет собственных денежных средств, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил только из того, что дочь истицы, являясь ребенком-инвалидом, и сама истица, как сопровождающее ее лицо, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, истице неправомерно отказано в выдаче талона N 2, в связи с чем затраты Ахмеджановой Н.А. на проезд к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона N178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 N 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон N 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П (далее - Порядок Ульяновской области N 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области N 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 N 11/205-П и от 18.05.2015 N 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО "ЦОГТСР".
Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО "ЦОГТСР" указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон N2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона N 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО "ЦОГТСР" (п. 8 Порядка Ульяновской области N620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что *** Министерство здравоохранения Ульяновской области выдало Ахмеджановой Н.А. направление к месту лечения для получения медицинской помощи А*** А.Р., *** года рождения, с датой госпитализации ***. При этом талон N 2, подлежащий обмену в ОГКУСО "ЦОГТСР" на специальный талон для бесплатного проезда в г.Москву и обратно, ей не выдавался.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ахмеджановой Н.А. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от выдачи истице талона N 2, что привело к необходимости приобретения Ахмеджановой Н.А. проездных билетов за счет собственных денежных средств.
Исходя из того, что полномочия по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ОГКУСО "ЦОГТСР", с учетом аккумулирования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида социальной помощи, в ОГКУСО "ЦОГТСР", судебная коллегия полагает возможным взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения с ОГКУСО "ЦОГТСР".
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитроградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.