Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Фоминой В.А.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2015 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах А*** А.А. удовлетворить.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в пользу Чекановой Р*** Н*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере *** руб. (***).
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда действуя в интересах несовершеннолетнего А*** А. А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" о взыскании компенсации за приобретенные билеты к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению бабушки ребенка-инвалида Чекановой Р.Н. прокурорской проверки было установлено, что А*** А.А., *** года рождения, вследствие имеющегося у него заболевания является ребенком-инвалидом, в связи с чем относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С *** 2015 года по *** 2015 года А*** А.А. в сопровождении своей бабушки Чекановой Р.Н. проходил лечение в Ф***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала бабушка ребенка Чеканова Р.Н. из собственных средств, приобретая билеты на железнодорожный транспорт в сумме *** руб. Чеканова Р.Н. обращалась и за выдачей талона на проезд и за возмещение затрат, понесенных в связи с проездом, однако в удовлетворении ее требований было отказано.
С учетом уточненных исковых требований, просил взыскать с ОГКУ СО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в возмещение расходов на проезд *** руб. в пользу Чекановой Р.Н.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что А*** А.А ... проходил лечение в Ф*** которое не входит в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений утвержденный Постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 872. Не учтено, что талон N2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. Согласно утвержденной данным приказом форме талон N2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи заполняется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно законный представитель несовершеннолетнего не обращался в ОГУСЗН. По мнению автора жалобы, направление на лечение и Талон N2 выдает Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права и ( п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, А*** А.А. *** года рождения, является ребенком-инвалидом. С ***2015 г. по ***2015 г. А*** А.А. в сопровождении бабушки Чекановой Р.Н. находился на санаторно-курортном лечении в ф*** . Чекановой Р.Н. потрачено на проезд к месту лечения и обратно *** руб. Ответчик отказался компенсировать расходы за проезд.
Разрешая заявленные требования прокурора в интересах А*** А.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что право бесплатного проезда у гражданина-получателя социальных услуг к месту лечения и обратно возникает с момента предоставления уполномоченным органом ему путевки на санаторно-курортное лечение. Поскольку А*** А.А. была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение, следовательно, у него возникло право на получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, полномочия по предоставлению которой переданы областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" и удовлетворил иск прокурора.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на:
- оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выдача гражданам путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки учреждения здравоохранения.
- оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Как следует из отзыва Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в г.Димитровграде законный представитель несовершеннолетнего р*** А*** А.А. по вопросу предоставления путевки на санаторно-курортное лечение в Учреждение не обращался, на регистрационный учет по данному вопросу не вставал. Законный представитель А*** А.А. за получением специальных талонов на приобретение проездных билетов к месту лечения и обратно (Ф***) в период с ***2015 по ***.2015 в Учреждение не обращался.
Из сообщения Генерального директора Ф*** следует, что врачебная комиссия поликлиники для детей N*** выделила бюджетное место по путевке N*** серии *** категории "дети с сопровождением" в Ф*** А*** А.А.
Данная путевка предоставлена р*** в рамках реализации Приказа ФМБА РФ от 25.11.2011 N 499 "Об организации санаторно-курортного лечения и реабилитации работников организаций и населения территорий, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, в санаториях, находящихся в ведении ФМБА России".
Тогда как суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который регламентирует право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Суд не принял во внимание, что в данном случае санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно, предусмотренные в рамках набора социальных услуг и санаторно-курортное лечение, которое было оказано А*** А.А., имеют различный правовой характер, о чем свидетельствует Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 г. N 256.
В данном случае идет речь о различных видах санаторно-курортного лечения. Для санаторно-курортного лечения, предусмотренного в рамках набора социальных услуг, в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ санаторно-курортные организации определяются исполнительными органами Фонда социального развития Российской Федерации или органами социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Санаторно-курортное лечение, которое было оказано А*** А.А., имеет другой порядок отбора санаторно-курортной организации. Путевки предоставляются для санаторно-курортного лечения и реабилитации в санаторно-курортных учреждениях и клиниках научно-исследовательских институтов (центре) курортологии, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства России.
Поскольку путевка была предоставлена не в рамках реализации Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", который регламентирует право детей-инвалидов на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в интересах А*** А.А.о взыскании расходов на проезд с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" у суда первой инстанции, не имелось.
Судом допущено неправильное применение норм материального права, в связи с этим решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах А*** А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах А*** А*** А*** о взыскании с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в пользу Чекановой Р*** Н*** о возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно отказать.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.