Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2015 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах Разбегина В.А., удовлетворить.
Взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в пользу Штромберг А*** А*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере *** руб. *** коп.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя ОГКУСО "ЦОГТСР" - Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда, действуя в интересах несовершеннолетнего Разбегина В.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" о признании незаконным отказа в выплате компенсации, взыскании компенсации за приобретение билетов к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению матери р*** Штромберг А.А. прокурорской проверки установлено, что Разбегин В.А., *** года рождения, вследствие имеющегося у него заболевания является р***, в связи, с чем относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С 20.09.2015 по 03.10.2015 Разбегин В.А. в сопровождении матери Штромберг А.А. проходил лечение в Ф***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала мать ребенка из собственных средств, приобретая билеты на железнодорожный транспорт в сумме *** руб. Штромберг А.А. обращалась и за выдачей талона на проезд и за возмещение затрат, понесенных в связи с проездом, однако в удовлетворении ее требований было отказано. Решение ответчика считает незаконным.
С учетом уточненных исковых требований просил взыскать с ОГКУ СО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" в возмещение расходов на проезд *** руб. в пользу Штромберг А.А.
Рассмотрев данный спор, суд постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что Разбегин В.А. проходил лечение в Ф*** которое не входит в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 872. Не учтено, что талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно. Согласно утвержденной данным приказом форме талон N 2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи заполняется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно Штромберг А.А., в интересах Разбегина В.А., не обращалась в ОГУСЗН. По мнению автора жалобы, направление на лечение и Талон N 2 выдает Министерство здравоохранения Ульяновской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Штромберг А.А. и прокурор г. Димитровграда Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, а жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" - без удовлетворения.
Истица Штромберг А.А., представители ответчиков УОГКУСЗН в г.Димитровграде, Министерства здравоохранения Ульяновской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Разбегин В.А., *** года рождения, является р***, в силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п. 9 ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ.
14.08.2015 Ф*** Разбегину В.А. было выдано направление N *** на госпитализацию в Ф***. Однако, талон N 2 на бесплатный проезд к месту лечения и обратно Разбегину В.А. и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не выдавался.
На основании направления на госпитализацию Штромберг А.А. вместе с сыном Разбегиным В.А. осуществила проезд к месту лечения в Ф*** (г. Москва) и обратно к месту жительства (г.Димитровград Ульяновской области).
Поскольку оплату расходов на проезд к месту лечения в сумме *** руб. Штромберг А.А. произвела за счет собственных денежных средств, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил только из того, что сын истицы, являясь р***, и сама истица, как сопровождающее его лицо, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, истице неправомерно отказано в выдаче талона N 2, в связи с чем затраты Штромберг А.А. на проезд к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона N 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), регламентирующий, в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 N 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон N 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П (далее - Порядок Ульяновской области N 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области N 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании Постановлений Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 N 11/205-П и от 18.05.2015 N 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО "ЦОГТСР".
Согласно п. 2.3.2 Устава ОГКУСО "ЦОГТСР" указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон N2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона N 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО "ЦОГТСР" (п. 8 Порядка Ульяновской области N620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что 14.08.2015 Ф*** было выдано Разбегину В.А., *** года рождения, направление N *** на госпитализацию в Ф***. При этом талон N 2, подлежащий обмену в ОГКУСО "ЦОГТСР" на специальный талон для бесплатного проезда в г.Москву и обратно ему и сопровождающему его лицу Штромберг А.А. не выдавался.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Штромберг А.А. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от выдачи истице талона N 2, что привело к необходимости приобретения Штромберг А.А. проездных билетов за счет собственных денежных средств.
Исходя из того, что полномочия по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ОГКУСО "ЦОГТСР", с учетом аккумулирования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида социальной помощи, в ОГКУСО "ЦОГТСР", судебная коллегия полагает возможным взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения ребенка-инвалида с ОГКУСО "ЦОГТСР".
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.