Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 19 февраля 2016 г. по делу N 33а-42/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Актаева Г.В., судей Двойцева Ю.В. и Тарабакина А.В., при секретаре судебного заседания Пучковой Н.Е., с участием представителя административного истца Воевидки С.И. и представителя административного ответчика Пелых В.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2015 года, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части 1 майора запаса Филимошина И.М. об оспаривании решения начальника 2 отдела федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2 отдел ФГКУ), связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Заслушав доклад председателя судебного состава Актаева Г.В., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, объяснения участвующих в апелляционном рассмотрении лиц, окружной военный суд
установил:
Филимошин проходил военную службу в войсковой части 1, продолжительность которой составляет более 20 лет.
Приказом командира войсковой части 2 по личному составу N * от 06 марта 2015 года истец уволен в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы, и с 01 апреля 2015 года приказом командира войсковой части 3 N ** от 30 марта 2015 года исключен из списков воинской части.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 02 июня 2015 года, вступившим в законную силу, дата исключения Филимошина из списков личного состава воинской части изменена с 01 апреля 2015 года на 30 апреля того же года.
До исключения из списков личного состава воинской части Филимошин 10 апреля 2015 года обратился во 2 отдел ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением с вопросом о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, состав семьи два человека (он, супруга Ф.Н.А..).
Решением начальника указанного учреждения N ... от 02 сентября 2015 года Филимошину в принятии на данный учет было отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), то есть в связи с непредставлением предусмотренных частью 4 статьи 52 ЖК РФ документов, несоответствия заявления о принятии на учет форме, установленной постановлением Правительства РФ N 512 от 29 июня 2011 года, а также в связи с подачей данного заявления с пропуском срока, необходимого для принятия соответствующего решения.
Не согласившись с таким решением коллегиального органа, Филимошин обратился в суд с административным иском, настаивая на признании его незаконным и возложении на административного ответчика обязанности о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2015 года требования Филимошина удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия начальника 2 отдела ФГКУ, связанные с принятием решения N ... от 02 сентября 2015 года об отказе в принятии Филимошина на учет нуждающихся в жилых помещениях, обязав отменить указанное решение в обозначенной части и повторно рассмотреть данный вопрос. В удовлетворении остальных требований Филимошину отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик - начальник 2 отдела ФГКУ Черных З.П., не соглашаясь с решением суда, считая его вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствующим обстоятельствам дела, просит его отменить и принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении заявления.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства дела, анализируя нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, она приводит доводы, совокупность которых сводится к следующему:
-оспариваемое решение начальника 2 отдела ФГКУ принято уполномоченным лицом, в строгом соответствии с законом, порядок его принятия соблюден, при этом судом первой инстанции в решении не установлено, требованиям какого конкретного закона и иного нормативного правового акта, оно не соответствовало;
-у Филимошина отсутствует право состоять на жилищном учете, а поданное им заявление не соответствует установленной форме, что, вопреки выводам суда, имеет существенное значение для разрешения спора;
-обеспечение военнослужащего жилым помещением возможно лишь при условии признания его нуждающимся в жилом помещении, при этом вопрос о принятии на соответствующий учет носит заявительный характер и как следствие такая просьба должна быть рассмотрена уполномоченным на то органом, вместе с тем, Филимошин в своем заявлении не просил признать его нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем его заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не могло быть удовлетворено;
- поскольку Филимошин в своем заявлении не просил признать его нуждающимся в жилых помещениях, кроме того, он не указал избранное постоянное место жительства, то 2 отдел ФГКУ был лишен возможности в нормативно определенный срок проверить нуждаемость административного истца и членов его семьи в жилых помещениях исходя из установленной в избранном месте жительства учетной нормы.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с правильно установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", ЖК РФ и принятыми в соответствии с ЖК РФ другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу пункта 1 части 1 статьи 54 ЖК РФ, в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 512 от 29 июня 2011 года, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Указанных Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, к которому прилагаются, в том числе выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службе и составе семьи, а военнослужащих, увольняемых с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, документы о планируемом сроке увольнения с военной службы, выдаваемые в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Анализируя буквальное содержание административного искового заявления Филимошина, а также процессуальные действия судьи и сторон при принятии заявления к производству, подготовке его к рассмотрению судом и назначении судебного заседания, суд апелляционной инстанции констатирует, что предметом рассмотрения гарнизонным военным судом было упомянутое решение жилищного органа именно в части отказа в принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Так, судом установлено и следует из материалов дела, что Филимошин в период прохождения военной службы установленным порядком обратился во 2 отдел ФГКУ с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, при этом в указанном уполномоченном жилищном органе по состоянию на 30 апреля 2015 года, то есть последний день прохождения Филимошиным военной службы, имелся полный пакет документов в отношении него, необходимый для рассмотрения заявления последнего о постановке на жилищный учет ).
При этом суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что несоответствие заявления Филимошина форме, установленной постановлением Правительства РФ N 512 от 29 июня 2011 года, не могут быть признанными существенными при разрешении вопроса уполномоченным жилищным органом о принятии военнослужащего на учет нуждающихся в жилых помещениях и служить основанием к отказу принятии данного военнослужащего на указанный учет.
Как видно из имевшихся у должностного лица до исключения Филимошина из списков личного состава воинской части (30 апреля 2015 года) документов, Филимошин как в заявлении о постановке на жилищный учет (в разделе дополнительные сведения ), так и в листе беседы перед увольнением ) прямо указывал, что избранным местом жительства после увольнения с военной службы для него является город Н ...
При таких обстоятельствах не могут повлиять на судьбу оспариваемого решения иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, из материалов дела не усматривается.
Обжалованное решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене либо иному изменению не имеется, в том числе и за пределами доводов апелляционного обращения.
Руководствуясь статьями 177, 307-311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 10 ноября 2015 года по административному исковому заявлению Филимошина И.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Актаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.