Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.Н., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гониной Т.М. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 22 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковое заявление Гониной Т.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении Гониной Т.М. об отказе учесть награждение нагрудным знаком Министерства природных ресурсов Российской Федерации "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" как ведомственного знака отличия в труде.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Гониной Т.М. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Гониной Т.М. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
Гонина Т.М. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", на том основании, что 14.08.2015 г. на заседании комиссии по присвоению званий "Ветеран труда" ей было отказано в присвоении названного звания по причине отсутствия нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации", которой она была награждена, в перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Отказ в присвоении звания "Ветеран труда" связан с тем, что знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не включен в утвержденный постановлением Правительства Ханты - Мансийского автономного округа N 103-п от 06.06.2005 г. перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", следовательно, отсутствуют основания для признания права на присвоение звания "Ветеран труда" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 31.01.2005 г. N82-к Гонина Т.М. награждена нагрудным знаком "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" за многолетнюю безупречную службы в государственной лесной охране Российской Федерации. Общий трудовой стаж истицы составляет более 22 лет (л.д. 10, 13-18).
Письмом Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от N 15-Исх-14906 от 24.08.2015 года Гониной Т.М. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на то, что нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" не входит в перечень наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (л.д. 11-12).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.2001 года N 350 "Об утверждении Положению "О нагрудном знаке за долголетнюю безупречную службу в государственной лесной охране Российской Федерации", нагрудный знак "X лет службы в государственной лесной охране Российской Федерации" является ведомственным знаком отличия в труде, являющимся основанием для присвоения указанного звания. Письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 1 декабря N 22-46/5358 "О порядке поощрения работников центрального аппарата Министерства природных ресурсов Российской Федерации, подведомственных организаций, Федеральной службы, Федеральных агентств, их территориальных органов и организаций" вышеуказанный нагрудный знак включен в перечень ведомственных наград Министерства.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветеранами труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, постановление Правительства Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда" Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры незаконно сузило перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии 7 Федерального закона "О ветеранах", определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации.
В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах", который к ветеранам труда относит, в том числе и лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что истица имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" является правильным, а действия ответчика, выразившиеся в отказе в присвоении Гониной Т.М. звания "Ветеран труда", противоречат требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты - Мансийского районного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 22 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ишимов А.А.
Судьи Кулькова С.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.