Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Мельникове А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудиной Н.Э, к Департаменту социального развития ХМАО - Югры о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18.11.2015 г., которым постановлено:
обязать Департамент социального развития ХМАО - Югры присвоить Кудиной Н.Э. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО - Югры в пользу Кудиной Н.Э, расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
установила:
Кудина Н.Э. обратилась в суд с вышеуказанным иском. В обоснование требований указала, что она является получателем трудовой пенсии по старости, в "данные изъяты" ей вручен нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта". Департамент социального развития ХМАО - Югры отказал ей в присвоении звания "Ветеран труда", ссылаясь на отсутствие данного ведомственного знака отличия в труде в "Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п). По мнению истца, его право на присвоение звания вытекает из положений ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Просит признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО - Югры и обязать присвоить ей данное звание.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Департамент социального развития ХМАО - Югры просит отменить решение и отказать истцу в удовлетворении требований. По мнению апеллянта, решение принято с существенным нарушением судом норм права. Основания для присвоения истцу звания "Ветеран труда" отсутствуют, поскольку в "Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п) отсутствует нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта". Считает ошибочным вывод суда о том, что законодатель субъекта РФ незаконно ограничил возможность присвоения звания "Ветеран труда" определенными видами ведомственных знаков отличия в труде. Согласно ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, субъекты РФ имеют право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на несостоятельность ее доводов.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Кудина Н.Э. является получателем трудовой пенсии по старости.
На основании приказа Министерства промышленности и энергетики РФ от 22.10.2010 г. N 148-нг истцу вручен нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта".
Департамент социального развития ХМАО - Югры отказал истцу в присвоении звания "Ветеран труда" поскольку указанный знак отличия не предусмотрен "Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установилзначимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения участвующих в деле лиц и правомерно удовлетворил требования истца.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В силу п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, как федеральным законом, так и законом субъекта РФ определено, что правом на присвоение звания "Ветеран труда" обладают лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж.
Согласно приказу Минспорта России от 17.08.2012 г. N 88 "О ведомственных наградах министерства спорта РФ" нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта" является ведомственным знаком отличия в труде.
Нагрудным знаком "Отличник физической культуры и спорта" награждаются лица, наиболее отличившиеся в физкультурно-спортивной работе, как правило, имеющие стаж работы в области физической культуры и спорта не менее 5 лет: за многолетнюю и плодотворную работу по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации; за успехи в практической подготовке спортсменов, спортивно-медицинских, научно-спортивных и управленческих кадров в области физической культуры и спорта; за успехи в разработке и подготовке учебно-методической литературы, пособий для развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, спорта для лиц с ограниченными физическими возможностями, прикладных и других видов спорта.
Доводы жалобы не влекут отмену решения, так как ошибочное толкование апеллянтом требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Согласно п. 1 ст. 4 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и перечень наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в п.п. 2 п. 4 ст. 1, п.п. 2 п. 1 ст. 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством ХМАО - Югры.
По смыслу закона, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", Правительство ХМАО - Югры не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре".
Отсутствие в "Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.06.2005 г. N 103-п) такого ведомственного знака отличия в труде, как нагрудный знак "Отличник физической культуры и спорта", не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и п.п. 2 п. 4 ст. 1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 г. N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре".
При разрешении спора суд правильно применил правовые нормы, имеющие большую юридическую силу. Таким образом, соответствует требованиям закона вывод суда о наличии у истца права на присвоение звания "Ветеран труда" и незаконности отказа в присвоении ему такого звания.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного от 18.11.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ишимов А.А.
Судьи
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.