Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 августа 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2015 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Комбинат строительных материалов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 апреля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 августа 2015 года, юридическое лицо - акционерное общество "Комбинат строительных материалов" (далее - АО "КСМ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста восьмидесяти тысяч рублей.
Решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2015 года, постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.
В жалобе Бухарева Г.В., поданной в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке ст. 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поставлен вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных решений ввиду их незаконности и необоснованности.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении в порядке, установленном частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы, оснований для её удовлетворения и отмены или изменения принятых по делу постановления должностного лица и судебных решений не нахожу.
12 февраля 2015 года помощником Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора с участием государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и специалистов Сургутского филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ФБУ "ЦЛАТИ по УФО"), в соответствии с планом работы Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры на первое полугодие 2015 года, произведено обследование котельной, эксплуатируемой АО "КСМ". В ходе обследования установлено, что юридическое лицо осуществляет эксплуатацию котельной, в которой размещены 2-е газовые отопительные установки, труба которых выходит на крышу котельной. Специалистами Сургутского филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" отобраны пробы газовоздушной смеси с котлов и подтверждён процесс горения при помощи прибора газоанализатора (л.д. 49, 50-57).
Из протокола количественного химического анализа (КХА) промышленных выбросов в атмосферу N 8 от 13 февраля 2015 года следует, что в отобранных пробах газовоздушной смеси обнаружены загрязняющие вещества: оксиды азота (NOx) в концентрации 104,0 мг/м3; диоксид азота (NO2) в концентрации 83,20 мг/м3; оксид азота (NO) в концентрации 13,52 мг/м3; оксид углерода (CO) в концентрации " 10 мг/м3; диоксид серы (SO2) в концентрации " 20 мг/м3. Указанные загрязняющие вещества внесены в Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, утверждённый приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 года N 579 (л.д. 48).
12 августа 2011 года приказом Управления Росприроднадзора по Тюменской области на период с 12 августа 2011 года до 25 мая 2016 года АО "КСМ" выдано разрешение N 64 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на промышленной площадке по улице Ишимская, дом 149, город Ялуторовск. Согласно приложению N 1 к данному разрешению, условиями его действия являются:
- запрет на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не указанных в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и в условиях действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам (л.д. 66, 67).
Согласно служебной записке на имя заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 марта 2015 года, АО "КСМ" за утверждением нормативов выбросов и выдачей разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ для объекта "Котельная" в Управление не обращалось, разрешение не выдавалось (л.д. 68).
26 марта 2015 года старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении АО "КСМ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о том, что юридическое лицо, имея в собственности нежилое здание "Котельная" (расположенное по адресу - г. Сургут, (адрес)), являющееся блочной газовой котельной, использующееся для отопления административно-бытового здания с октября 2014 года; осуществляло хозяйственную деятельность, связанную с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником, в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Своими действиями (бездействием) АО "КСМ" нарушило ст.ст. 22, 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха).
Диспозиция ч. 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаёт административно-противоправным и наказуемым выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Согласно части 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Факт совершения АО "КСМ" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1); копией письма генерального директора АО "КСМ" (л.д. 16-17); свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 18); договором поставки газа (номер) от 14 октября 2013 года (л.д. 19-29); свидетельством о регистрации А57-10087 (л.д. 33-36); объяснениями Осокина М.Г. (л.д. 41); актом отбора промышленных выбросов (л.д. 47); протоколом КХА промвыбросов в атмосферу N 8 (л.д. 48); актом обследования котельной, эксплуатируемой АО "Комбинат строительных материалов" и фото-таблицей (л.д. 49, 50-57); разрешением N 64 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 12 августа 2011 года N 578-н с листом приложения (л.д. 66, 67).
Изложенные обстоятельства дела и перечисленные доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выданное акционерному обществу "Комбинат строительных материалов" Управлением Росприроднадзора по Тюменской области разрешение N 64 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, не распространяет своё действие на объекты, расположенные в другом субъекте Российской Федерации.
Данный вывод согласуются с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ (далее - Регламент), утверждённым приказом Минприроды России от 25 июля 2011 года N 650, в частности: государственная услуга (по выдаче разрешений) предоставляется территориальными органами Росприроднадзора, указанными в Приложении 1 к Регламенту, по месту территориального расположения источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пункт 6.1 Регламента).
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 года N 183, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Были предметом исследования и обоснованно отвергнуты нижестоящими судебными инстанциями доводы заявителя о том, что должностным лицом на стадии составления протокола об административном правонарушении не приняты надлежащие меры по извещению законного представителя юридического лица, что повлекло, по мнению заявителя, грубое нарушение процедуры составления протокола об административном правонарушении.
В силу частей 4 и 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
20 марта 2015 года посредством факсимильной связи на телефонный номер (номер) (телефонный номер факса юридического лица, что также следует из официального бланка организации) направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 12 часов 00 минут 26 марта 2015 года (л.д. 70-71, 72).
Факт получения уведомления подтверждается явкой на составление протокола Осокина М.Г. - защитника по доверенности, выданной генеральным директором АО "КСМ" Бухаровым Г.В. Согласно доверенности она выдана Осокину М.Г. в целях представления интересов юридического лица в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, при составлении протокола об административном правонарушении по факту выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения (л.д. 74).
Таким образом, права юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении, нарушены не были.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины АО "КСМ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдены.
Доводы, содержащиеся в жалобе о несогласии с оценкой судьи городского суда и судьи суда автономного округа, данной обстоятельствам дела, не могут являться основанием к отмене состоявшихся судебных актов, поскольку принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления при наличии двух точек зрения по одному вопросу. Отступление от этого принципа оправдано только когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Наличие таких обстоятельств судом не установлено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года N 173-ФЗ) в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для снижения наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 27 апреля 2015 года, решение судьи Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 августа 2015 года и решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2015 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Комбинат строительных материалов" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Бухарева Г.В. - без удовлетворения.
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подпись А.Л. Полуян
Верно:
Заместитель председателя суда
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры А.Л. Полуян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.