Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,
с участием представителя АО "РН-Няганьнефтегаз" Бауман С.Н.,
с участием представителей Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Т., З., Б. и Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре С. на решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2015 года, которым жалоба АО "РН-Няганьнефтегаз" удовлетворена: постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре *** от ***, представление от *** ***, решение главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 10.11.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз", отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
установил:
Постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре *** от *** по делу об административном правонарушении, ОАО "РН-Няганьнефтегаз" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, за то, что Общество в нарушении требований Федерального закона от 01.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 11 п. 3 ст. 12, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п.5.6 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", в период с 2013 по 13.08.2014 на территории полигона размещения отходов *** в *** не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования, осуществляется производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод один раз в квартал, тогда как предусмотрено один раз в месяц.
В рамках указанного дела должностным лицом внесено Общесту представление *** от *** об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 10.11.2014 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Общества без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными процессуальными документами, указанными выше, представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" обратилось с жалобой в Октябрьский районный суд, в котором просила их отменить, производство по делу прекратить.
Решением Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2015 года жалоба АО "РН-Няганьнефтегаз" удовлетворена: постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре *** от ***, представление от *** ***, решение главного государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 10.11.2014 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз", отменены, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре С. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой просит решение суда отменить, мотивируя жалобу тем, что в соответствии с п. 5.6 раздела Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения подземных вод, но не реже 1 раза в месяц; выводы суда о том, что подземные воды в районе полигона не используются для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, являются несостоятельными, так как хозяйственно - питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды; Санитарные правила 2.1.5 1059-01 распространяют свое действие на подземные воды, потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей.
В возражении на жалобу, представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда без изменения.
В судебном заседании представители Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Т., З., Б. и Б. поддержали жалобу в полном объеме, изложив доводы, указанные в жалобе.
В судебном заседании представитель АО "РН-Няганьнефтегаз" Бауман С.Н. считает доводы жалобы необоснованными и просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения, изложив доводы, указанные в возражении на жалобу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на жалобу, заслушав явившихся лиц, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.
Так, статья 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно материалов дела, Общество является владельцем лицензии *** от *** на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов. Общество осуществляет эксплуатацию принадлежащего на праве собственности полигона по хранению и утилизации нефтесодержащих промышленных и твердо-бытовых отходов ***, расположенного на лесном участке ТО ***, ***, ***, предоставленном на основании договора аренды участка *** от ***. Указанный полигон является объектом размещения отходов и внесен в государственный реестр объектов размещения отходов. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, отходы оксид, гидрооксидов, солей, отходы переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа (нефтешлам при производстве работ и ГРП), шлам очистки трубопроводов и емкостей относится к отходам при добыче нефти и газа.
\
В соответствии с п. 5.6. Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже одного раза в месяц.
Вместе с тем, указанные Санитарные правила СП 2.1.5.1059-01 "Водоотведение населённых мест. Санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", в том числе и п. 5.6, устанавливают гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, в населенных местах.
Указанные правила распространяют свои действия на подземные воды населённых мест и в населённых местах, действительно, периодичность производственного контроля составляет не реже одного раза в месяц.
Однако, в данном случае речь идет не о подземных водах населённого места, в связи с чем, распространение административным органом требований указанных Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 на ненаселенные места, является неправомерным.
Данных о том, что подземные воды в районе полигона используются или потенциально могут использоваться для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей, материалы дела не содержат.
Общество в период с 2013 по 13.08.2014 осуществляет экологический мониторинг за состоянием подземных вод на территории полигона в соответствии с утвержденным "Проектом системы локального экологического мониторинга окружающей среды ***", и прошел согласование в ФБУ "ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре, Департаменте экологии ХМАО-Югры, в соответствии с п.4.2.4 которого мониторинг проводится один раз в квартал.
Доказательств того, что общество нарушило конкретные экологические требования, материалы дела не содержат.
Все выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы.
Доводы жалобы должностного лица направлены на переоценку выводов судьи, и с учетом того обстоятельства, что существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела судьей не допущено, в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут являться основанием к отмене постановления по делу об административном правонарушении.
При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья,
решил:
Решение Октябрьского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 ноября 2015 года в отношении АО "РН-Няганьнефтегаз" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре С. - без удовлетворения.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры А.В. Толстогузов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.