Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.,
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.,
при секретаре: Орловой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белякова А.В. к администрации города Тамбова о признании недействительными в части постановлений, постановке молодой семьи на жилищный учет и включении молодой семьи в состав участников подпрограммы "Молодежи- доступное жилье",
по апелляционной жалобе администрации г.Тамбова на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Рязанцевой Л.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации г.Тамбова от *** г. N *** признана нуждающимися в жилых помещениях молодая семья Белякова А.В. ( он, жена-Ильичева Е.М., дочь- Белякова А.А.).
Постановлением администрации г.Тамбова от 16.09.2009 г. N 7225 семья Белякова А.В. в указанном составе была признана участницей городской целевой программы "Молодежи-доступное жилье" на *** годы с *** г.
Постановлением администрации города Тамбова от 16.11.2011 г. N 8497 признаны участницами городской целевой программы "Молодежи-доступное жилье" на 2011-2015 годы с даты первоначальной подачи документов в администрацию города Тамбова, администрацию Тамбовской области для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы молодая семья Ильичевой Е.М. ( она, муж- Беляков А.В., дочь-Белякова А.А.).
Постановлением администрации г.Тамбова от 11 марта 2015 г. N 2099 семья Белякова А.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях применительно к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, указав, что Беляков А.В. скрыл факт наличия у него в собственности жилого помещения.
Постановлением администрации г.Тамбова от 19 марта 2015 г. N 2323 молодая семья Белякова А.В. исключена из списка участников подпрограммы "Молодежи-доступное жилье" на основании подпункта "б" пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050.
Беляков А.В. обратился с иском к администрации г.Тамбова о признании недействительными в части указанных постановлений, постановке молодой семьи на жилищный учет и включении молодой семьи в состав участников подпрограммы "Молодежи - доступное жилье".
В обоснование иска указал, что постановлением администрации города Тамбова N 6232 от 14.08.2009 года его семья была признана нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме " Обеспечение жильем молодых семей " федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы с составом семьи: он, жена - Ильичева Е.М. и дочь - Белякова А.А..
Постановлением администрации города Тамбова N 7225 от 16.09.2009 года его семья в указанном составе была признана участницей городской целевой программы " Молодежи - доступное жилье " на *** годы с *** года.
Постановлением администрации города Тамбова N 2099 от 11 марта 2015 года семья истца была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы " Жилище " на 2011 -2015 годы в связи с, якобы, выявлением в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
*** года письмом N *** Жилищный комитет Администрации города Тамбова отказал им в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в связи со снятием с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Отказ мотивирован тем, что им при подаче документов для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" якобы скрыл факт наличия у него в собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ***, пос. *** общей площадью *** кв.м, и тем, что при наличии данного жилого помещения его семья не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Считает отказ в выдаче его семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а также решение о снятии его семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными и необоснованными.
Указывает, что его семья полностью соответствует требованиям вышеназванных программ. На момент его обращения для участия в указанной выше подпрограмме (2009 год) у него в собственности уже не было жилого помещения, расположенного по адресу: *** ***, общей площадью *** кв.м.
Кроме того, указанное жилое помещение не отвечало требованиям, предъявляемым к жилому помещению. Согласно данным технического паспорта износ данного строения составлял на 1999 год 65 %. Оно из себя представляло деревянную избу, покрытую соломой, находящуюся в полуразваленном состоянии.
Считает, что его семья полностью отвечала и отвечает требованиям действующего законодательства, предъявляемым к лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий применительно к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" и применительно к подпрограмме "Молодежи - доступное жилье" и была незаконно снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Также незаконно его семье было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 октября 2015 года исковые требования Белякова А.В. удовлетворены частично.
Признаны недействительными в части, касающейся семьи Белякова А.В. постановления администрации г.Тамбова: N *** от ***. о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях; N *** от ***. об исключении из списков участников подпрограммы "Молодежи доступное жилье".
Признано недействительным решение жилищного комитета администрации города Тамбова от 12.03.2015г. об отказе семье Белякова А.В. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома
Администрация г.Тамбова обязана поставить семью Белякова А.В. (он, жена Ильичева Е.М., дочь Белякова А.А.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с целью участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015г.г. с 14 августа 2009г.
Администрация г.Тамбова обязана включить семью Белякова А.В. (он, жена Ильичева Е.М., дочь Белякова А.А.) в список участников подпрограммы "Молодежи - доступное жилье" на 2014-2020г.г. с 7 сентября 2009г.
В удовлетворении остальных исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением суда администрация
г. Тамбова подала апелляционную жалобу, в которой считает решение суда не законным и не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что судом не принят во внимание тот факт, что помимо жилого дома в п. ***, Беляков А.В. имел в собственности жилое помещение по адресу: г. *** дом N ***, квартира N ***, общей площадью *** кв.м, которую продал ***
На момент признания данной семьи нуждающейся в жилом помещении (14.08.2009) не истек пятилетний срок со дня совершения указанных в статье 53 ЖК РФ намеренных действий.
При подаче документов в органы местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся, истец скрыл факт наличия у него имевшихся ранее в собственности двух жилых помещений, на тот момент семья Белякова А.В. не могла быть признана нуждающейся.
Возможность выявить наличие какой-либо собственности у истца возникла у администрации города Тамбова лишь с принятием федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которым предусмотрено межведомственное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг. Межведомственное информационное взаимодействие документов и (или) информации на территории города Тамбова организовано с января 2013.
Считает, что несостоятельны выводы суда о том, что дом N ***, общей площадью *** кв.м нельзя рассматривать как жилое помещение.
В соответствии с выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, истцу на период с *** по *** принадлежало несколько объектов недвижимости, в том числе и жилой дом, площадью *** кв.м по адресу: *** ***.
Согласно п.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Считает, что вышеуказанные выводы суда сделаны в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, устанавливающих исключительную компетенцию межведомственной комиссии по вопросам признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Поскольку, дом *** непригодным для проживания в установленном законом порядке не признавался, из жилого помещения в нежилое помещение в установленном порядке не переводился, при регистрации права собственности и перехода права (при отчуждении) данный объект числился жилым домом, выводы суда о том, что указанное помещение нельзя рассматривать, как жилое помещение не основаны на законодательстве Российской Федерации.
Полагает, что заключение эксперта нельзя брать за основу, поскольку эксперт пришел к выводу, что "возможно лишь вероятно указать, что в случае не проведения каких-либо ремонтных работ в данном доме - физический износ со временем только увеличивался и возможно жилой дом на декабрь 2007 года также был непригоден для проживания".
Также считает необоснованными и выводы эксперта о том, что дом был непригоден для проживания на дату технической инвентаризации ***., поскольку данные выводы опровергаются материалами дела: договором купли - продажи от ***, выпиской из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ***.
Полагает, что эксперт при подготовке заключения руководствовался
утратившим силу (ПРИКАЗ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 августа 2000 г. N 181) приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно- коммунальному комплексу N М77 от 31.12.1999 (Методики [10]) и не действующим на момент составления технического паспорта *** г.
Поясняет, что судом при разрешений данного дела не было принято во внимание то обстоятельство, что спорное строение по документам являлось жилым домом и непригодным в установленном законом порядке не признавался. А принято во внимание заключение эксперта (который может лишь предположить на основании - технического паспорта сомнительной достоверности), и показаний свидетелей, один из которых заинтересован в исходе дела, поскольку является отцом ответчика, а остальные не обладают специальными познаниями и не могут делать выводы о пригодности или непригодности дома.
Выслушав объяснения представителя администрации города Тамбова Ивановой И.В., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Белякова А.В. по доверенности Перелыгина А.С., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно распоряжению Правительства РФ N 1996-р от 25.12.2008 г. федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 г. и входящие в ее состав подпрограммы подлежат продлению до 2015 года.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы". Им же были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение ( строительство) жилья и их ипользования.
В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых п договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Аналогичные требования предъявлялись и к участникам городской целевой программы "Молодежи- доступное жилье", утвержденной постановлением администрации г.Тамбова от 30.06.2009 г. N 4813.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела на момент признания семьи истца нуждающимися в жилом помещении - *** г., семья Белякова А.В. проживала на основании договора найма по адресу: ***, кв. *** и жилым помещением не обеспечена. Беляков А.В. имел в собственности жилое помещение по адресу: *** общей площадью *** кв.м, которое продал *** г.
Согласно постановлению администрации города Тамбова от 11 марта 2015 г. N 2099, основанием для снятия семьи Белякова А.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении применительно к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы послужило выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
Действительно, из представленных материалов дела следует, что Беляков А.В. с *** г. по *** г. имел в собственности дом N *** общей площадью *** кв.м. Данный факт им был скрыт. Это обстоятельство истцом не опровергнуто.
При неоднократной подачи заявлений, как о признании семьи нуждающейся в жилом помещении, так и для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", не скрывая факта продажи квартиры по ул. ***, находящейся в собственности, истец указывал, что другого жилого помещения в собственности нет и не было.
Таким образом, имея в собственности жилое помещение по ул. ***, площадью *** кв.м., и жилое помещение в п ***, площадью *** кв.м, после продажи которых не прошло 5 лет, с учетом состава семьи в *** человека, семья Белякова А.В. на *** г. не могла быть признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в той части, что продажа истцом дома в п. *** не должно рассматриваться как действие, ухудшающее жилищные условия семьи истца, совершенное в целях постановки на жилищный учет. При этом судом принято во внимание заключение АНКО "Тамбовский центр судебных экспертиз" от *** г., согласно выводам которого жилой дом, расположенный по адресу: *** был не пригоден для проживания на дату технической инвентаризации ( т.е. на дату *** г.). Отмечается, что установить был ли пригоден данный жилой дом на декабрь 2007 г. не представляется возможным определить. Возможно лишь вероятно указать, что в случае не проведения каких-либо ремонтных работ в данном доме- физический износ со временем только увеличивался и возможно жилой дом на декабрь 2007 г. также был не пригоден для проживания.
Однако, как уже отмечалось выше, основанием для снятия семьи Белякова А.В. с учета послужил тот факт, что истец скрыл наличие у него в собственности жилого помещения в п. ***
А все обстоятельства о наличии или отсутствии оснований для постановки семьи Белякова А.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в том числе и с учетом состояния указанного жилого дома, разрешались бы при рассмотрении всех представленных им сведений.
Доводы предствителя истца о том, что Беляков А.В. не указал о наличии у него в собственности помещения в п. ***, поскольку не рассматривал его как жилое помещение, судебная коллегия находит несостоятельными.
Как обоснованно указано в апелляционной жалобе, в установленном законом порядке данное жилье не признавалось непригодным для проживания. Согласно договорам купли-продажи, как от *** г. ( приобретение дома Беляковым А.В.), так и от *** г. ( продажа дома Беляковым А.В.) предметом договора является именно жилой дом N ***.
Таким образом, оснований для признания незаконными постановлений администрации города Тамбова от 11.03.2015 г. N 2099 и от 19.03.2015 г. N 2323 в части снятия семьи Белякова А.В. с учета с качестве нуждающихся в жилых помещениях и в части исключения из списков участников подпрограммы "Молодежи доступное жилье" не имеется.
При изложенных обстоятельствах признать законным и обоснованным обжалуемое решение нельзя, оно подлежит отмене на основании части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 октября 2015 г. отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Белякова А.В.- отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.